«Осенний фестиваль знаний 2024»

Адаптация первоклассников

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка уже есть основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Но в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

В Пихтовской школе в первом классе 12 обучающихся. Диагностика адаптации обучающихся проводилась в ноябре 2013 года и объединяла несколько методов исследований:

  1. Изучение внутренней позиции школьника. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

  2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

  3. Исследование адаптации методом Люшера (цветовая диагностика). Определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

  4. Изучение школьной тревожности. С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.



Заключение

  1. Изучение внутренней позиции школьника.

По первому методу у 8 учащихся позиция сформирована, они набрали от 6 до 7 баллов. У учащихся есть желание ходить в школу, нравиться учиться. Они осознают цели, важность и необходимость учения. Проявляют познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

У 3 учащихся позиция сформирована средне – им нравится учится, нравиться ходить в школу, но цели важность учения ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

У одного ученика позиция школьника не сформирована – ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с дургими детьми, гулять.

  1. Определение мотивов учения.

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка).

У 11 учащихся уровень учебной мотивации нормальный, преобладают «учебные», «социальные», «позиционные» мотивы. Это выявляет, что учащимся нравиться учиться, нравиться посещать школу. Ходят в школу не для того, чтобы быть образованными, узнавать что-то новое, а потому, что знают: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители. Учащиеся ходят в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

У одного учащегося уровень учебной мотивации низкий, «игровой» - в школе ребенку нравиться играть, гулять, общаться с детьми.

  1. Исследование адаптации методом Люшера (цветовая диагностика).

При определении эмоционального состояния ребенка в школе выяснилось, что у 12 учащихся общее эмоциональное отношение ребенка положительное.

  1. Изучение школьной тревожности.

У 10 учащихся, можно сказать, школьной тревожности не обнаружено. У 2 уровень школьной тревожности нормальный. Наличие школьной тревожности у первоклассников отсутствует.

Общий анализ результатов

У 10 учащихся адаптация к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

У 1 учащегося адаптация к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

У одного учащегося адаптация к школе находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее