В период модернизации отечественной системы образования, когда в практику образовательных учреждений введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, перед школой стоят важнейшие задачи по разработке принципиально новых педагогических подходов совершенствования учебного процесса учащихся, в частности младших школьников и создания организационно-педагогических условий, которые бы обеспечивали адаптацию первоклассников к обучению.
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.
Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению»
( Коломинский Я.Л.)
В настоящее время можно встретить немало подходов к определению понятия «школьная адапта-ция», однако большинство исследователей проблему школьной адаптации связывают с определением показателей адаптированности первоклассника к новым условиям его жизни. Чаще всего под школьной адаптацией понимают приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности .
Т.В. Дорожевец была разработана трехкомпонентная модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация бывает следующих видов:
1) Академическая – которая характеризуется степенью соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке).
2) Социальная – отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде при-нятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;
3) Личностная – характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой со-циальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению .
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
индивидуальных особенностей ребенка;
уровня готовности к школе;
степени развития социальных навыков.
Адаптация первоклассников по ФГОС
В связи с введением в начальной школе ФГОС подход к процессу адаптации изменился, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентированы и учитывать такие составляющие как:
Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
Высокий уровень адаптации.
Эта группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
Средний уровень адаптации.
Эта группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
Низкий уровень адаптации.
Это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в школе созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и способствуют всестороннему гармоничному развитию личности.
Условия адаптации
Для успешной адаптации первоклассников к школе обеспечивается соблюдение таких условий:
организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
создание комфортных условий для установления межличностных отношений;
проведение оздоровительно-профилактической работы;
организация щадящего режима школьных занятий;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
организация активного досуга во внеурочное время;
формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.
Проблемы адаптации первоклассников
В процессе благоприятного сочетания социальных и личностных факторов обучающиеся легко адаптируются и не испытывает эмоционального дискомфорта. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:
хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках, они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Процесс адаптации ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения эффективности адаптации проводятся следующие мероприятия :
- диагностика;
- коррекционно-развивающие занятия с детьми;
- работа с педагогами и родителями.
Для проведения диагностики использовались методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:
- школьной мотивации Н.Г.Лускановой;
- социально-психологической адаптации Э.М.Александровской;
-самооценки В.Г.Щур;
- проективная методика «Моя школа»;
- исследование индивидуально-психологических особенностей первоклассников;
-опрос учителей и родителей по вопросам адаптации обучающихся.
Основная цель диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления.
Для улучшения процесса адаптации проводятся коррекционно-развивающие занятия и индивидуальные консультации всех участников образовательного процесса педагогов, обучающихся и родителей.
Работа с родителями в адаптационный период направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью проводятся тематические родительские собрания, разрабатываются рекомендации родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка.
В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
—развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
—коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).
Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе.
По словам детей после посещения сенсорной комнаты они ощущают покой и отдых. Родители тоже отмечают улучшение психоэмоционального состояния их детей после занятий в сенсорной комнате.
Процесс адаптации первоклассников продолжается, разработаны рекомендации педагогам
по адаптации первоклассников.
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. т.е.:
•обеспечивать своевременную смену видов деятельности на уроках;
•не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
•отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
•использовать щадящий режим, который включает в себя физминутки, зрительную гимнастику, кинезиологические упражнения и т. д.
2.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
3.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
4.Используя игровые психологические методики создавать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям снять внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
5.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.