Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яманская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области
«С улыбкой в школу»
Разработчик проекта:
Мукашова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
Вид проекта: педагогический не завершенный.
Сроки реализации проекта: проект реализуется в течение с сентября 2014г. по май 2015 года
Цель проекта: Обеспечение успешной адаптации первоклассников к обучению в общеобразовательной школе, и разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе.
Задачи:
1.Создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
2.Определить до начала обучения группу риска - детей, с которыми будет трудней всего.
3.Повысить педагогическую и культурную грамотность родителей
4.Выявить причины возможной дезадаптации школьников
5.Разработать методические рекомендации для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе и издать буклет для родителей.
Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа» и их родители
Актуальность проекта
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка.
Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.
Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают "отстающих". В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации. Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника впервые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Именно поэтому в этот период им так важна поддержка родителей и педагогов. Но порой, родители переживают даже больший стресс, чем их дети. Так как начало учебы в школе — важный и сложный момент не только в жизни будущих первоклассников, но и их родителей. Перед родителями встает множество вопросов: во сколько лет ребенку лучше пойти в школу — в 6 или в 7, по какой программе нужно обучать ребенка, а чему не нужно учить до школы, как научить принять решение в сложной ситуации, справится ли первоклассник со школьной нагрузкой, как же лучше подготовить ребенка к школе?
Тревога родителей будущих первоклассников понятна, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, в школу поступают дети из разных дошкольных учреждений. Во-вторых, часть дошколят регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно или совсем не посещают по разным причинам и воспитываются в семье (далеко не каждая семья может качественно подготовить ребёнка к школе). В-третьих, неправильные методы воспитания в семье (конфликтность в семье, неполная семья, неудовлетворенность в общении с взрослыми, не адекватное осознание своего положения в группе сверстников). В – четвертых, актуальной задачей сегодня становится не просто овладение дошкольниками фактологическими знаниями, но и формирование у них способов познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д).
Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей к школе, снижает их обучаемость в начальных классах.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап- август, сентябрь 2014
Цель: создание условий для реализации проекта
Содержание:
Постановка цели. Определение задач.
Подбор литературы. Изучение правовых актов.
Составление плана работы над проектом.
Встреча с воспитателями ДОУ «Солнышко». Сбор и изучение информации о детях.
Анкетирование родителей.
2. Организационно-практический этап - октябрь 2014-апрель 2015
Цель: реализация проекта
Содержание:
Составление рекомендаций для родителей будущих первоклассников
Опрос родителей первоклассников
Проведение родительского собрания
Наблюдение первоклассников
3. Рефлексивно-оценочный этап - май 2015
Цель: анализ реализации проекта
Содержание:
Разработка методических рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса на этапе адаптации детей к школе
Создание буклета «С улыбкой в школу» для родителей
Анализ работы над проектом
Необходимые условия реализации проекта
Ресурсное обеспечение проекта
1. | Учитель начальных классов | 1 |
2. | Заместитель директора по УВР | 3 |
3. | Учитель ИЗО | 1 |
4. | Учитель музыки | 1 |
5. | Учитель технологии |
|
Материально-техническое
№ | Наименование | Количество |
1 | Кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием | 1 |
2 | Музыкальное оборудование | В комплекте |
3 | Актовый зал | 1 |
4 | Учебные кабинеты | 3 |
Механизмы реализации проекта
мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию первоклассников и их родителей;
информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта;
организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач;
рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.
Критерии оценки реализации проекта
№ | Критерий | Показатель эффективности проекта |
11 | Обеспечение правовой базы | Наличие пакета нормативно-правовых документов |
22 | Уровень адаптации первоклассников к школе | Результаты анкетирования первоклассников и родителей |
33 | Адаптация первоклассников | Сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. |
Ожидаемые эффекты
Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Сокращение адаптационного периода.
Промежуточные результаты
Для реализации 1 этапа подобрали специальную литературу по адаптации будущих первоклассников, изучили правовые основы. Составили план работы над проектом. Встретились с воспитателями детского сада «Солнышко» и собрали нужную информацию о детях.
Разработали анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?» и раздали в детский сад «Солнышко» родителям чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе. (Приложение 1)
Проанализировав данные анкетирования, получили следующие результаты: 81% опрошенных родителей, считают, что их дети вполне готовы к тому, чтобы идти в школу; 1 9% родителей считают, что их дети многому научились и тоже готовы к обучению в школе, но не совсем, то есть, им еще требуется некоторая подготовка.
На начало реализации этапа № 2 провели родительское собрание "Психологическая готовность к школьному обучению"(Приложение 2)
Пока наш проект незавершённый, учебный год только начался.
Список литературы
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. «Педагогическое проектирование», Москва, Академия , 2007
Горячев А.В. «Проектная деятельность в образовательной системе», «Начальная школа До и После», 2004, № 5, стр.3-8.
Кичигина Т.В. Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. - №41.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей».- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001
Полат Е.С. «Новые педагогические технологии в системе образования», Москва, Академия, 2009.
Яковлева Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования// Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конф. – Оренбург; издательство ОГПУ, 2002, Часть 1., С 382-384.
Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика. – 2002. №6. С. 8-14.
Интернет- ресурсы:
http://adalin.mospsy.ru/l_04_05.shtml
http://vcpmss.narod.ru/articles/seminar-po-pervim-klassam.html
http://www.nanya.ru/stati/2010/09/10/543622-6-problem-adaptatsii-pervoklassnika/
http://childpsy.ru/lib/books/id/8277.php
http://azps.ru/tests/indexch.html
Приложение 1
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
1. Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?
а) Да, с удовольствием.
б) Посещает по необходимости, но ему там не нравится.
в) Нет.
2. Как ведет себя ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) Предлагает ребятам поиграть в свою любимую игру.
б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся.
в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.
3. Если вашего ребенка кто-то из детей обидит, он:
а) Даст сдачи.
б) Пожалуется взрослым.
в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.
4. Как ребенок реагирует на критические замечания?
а) Старается исправиться.
б) Никак не реагирует.
в) Делает «назло».
5. Когда вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он:
а) Рассуждает вслух и пытается догадаться.
б) Честно признается, что не знает. Задает этот же вопрос вам и внимательно слушает ответ.
в) Начинает кривляться и переводит тему.
6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он:
а) Легко вступает в разговор.
б) Односложно отвечает на вопросы.
в) Молчит и прячется за родителей.
7. Разговаривая, ребенок:
а) Спокойно излагает свои мысли.
б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.
в) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.
8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он:
а) Терпеливо ждет, пока вы договорите.
б) Постоянно влезает во взрослый разговор.
в) Начинает ныть и капризничать.
9. Если вы даете ребенку поручение, которое ему не нравится (например убрать игрушки), он:
а) Старается побыстрее убрать.
б) Долго ноет, но все-таки убирает.
в)Убирает только с вашей помощью.
10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например собирая конструктор), ребенок: а)Сидит до тех пор, пока не соберет.
б) Просит вас помочь.
в) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.
Подведем итоги
За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.
Подсчитайте полученный результат.
От 30 до 20 баллов: Психологическая готовность 100%.
Психологически ваш ребенок готов к школе. Он достаточно уверен в себе и своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения.
От 20 до 10 балов: Психологическая готовность 50%.
Ваш ребенок находится на промежуточной стадии достижения психологической готовности к школе.
Приложение 2
Родительское собрание в 1-м классе "Психологическая готовность к школьном обучению"
Сегодня многие говорят о том, что обучение в начальной школе становится все более трудным. Для большого количества детей успешное освоение программ начальной школы оказывается просто невозможным. Почему это происходит? Где искать причины: в особенностях современных детей или программ, или есть другие причины?
Действительно, требования к поступающим в школу детям все время повышаются. Многие родители, понимая это, приводят в школу детей, уже умеющих читать, писать и считать. Может быть, подготовленные таким образом дети дают в дальнейшем какие-то необыкновенно хорошие результаты? К сожалению, однозначно утверждать это нельзя. От чего же зависит успешность обучения ребенка в школе? И почему иногда умеющие читать еще до школы дети становятся неуспешными, не любят и не хотят учиться?
Итак, сегодня мы поговорим о том,
каким должен быть старт школьного обучения, или что такое готовность к школе,
каковы психологические особенности ребенка младшего школьного возраста, что для него естественно и чего от него нельзя ждать сиюминутно. Как можно помогать ребенку в его становлении как школьника, учащегося – учащего себя, поддерживать и развивать его познавательный интерес, способность и желание преодолевать трудности и получать удовольствие от учения.
Говоря о проблеме готовности ребенка к школе, психологи связывают ее с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.
Кризис – это переход к новой стадии развития¸ подготовленный противоречием между образом жизни ребенка и его возможностями. Так, игра как ведущий вид деятельности утрачивает для ребенка свою былую привлекательность, он стремится к продуктивной деятельности, которая оценивается взрослым как значимая. Через эту оценку ребенок переживает успех или неудачу, готовность волевыми усилиями преодолевать трудности, желание соответствовать требованиям. Таким образом он поднимается на новую ступеньку в своем развитии, получает новый статус – статус школьника.
Если дошкольники непосредственны и не управляют своими эмоциями, то дети, прошедшие кризис семи лет, начинают осознавать свои эмоции, предвидеть их и намеренно и произвольно уходить от нежелательных ситуаций.
Кризис семи лет – это период рождения социального «Я» ребенка, перестройка его отношений
со взрослыми;
со сверстниками;
к самому себе (появляется самооценка, уровень притязаний, отношение к успеху и неуспеху, формируется «я-концепция»).
Ребенок, переживший кризис, психологически готов к школе. Он способен выбрать адекватное поведение, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя, говорить о своих потребностях в приемлемой форме. Он готов принять школьные правила и требования учителя.
Сейчас психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации детей, то есть современные семилетки личностно моложе своих сверстников десятилетней давности. Такое несоответствие биологического и психологического возраста означает, что многие первоклассники психологически являются дошкольниками, по сути, детьми не готовыми к школьному обучению. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Говоря о готовности к школе, обычно рассматривают несколько аспектов этого понятия. Остановимся на них подробнее.
Ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непосильная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.
Сегодня много говорят о психологической готовности к школе. Известный психолог Л.И. Божович рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность.
При характеристике интеллектуальной готовности акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. Ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет «обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Другими словами, если у него развита способность концентрировать внимание, выделять главное, сравнивать, видеть логику связей между предметами и явлениями, устанавливать простые закономерности. К семи годам формируется и способность специально запоминать необходимую информацию.
Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитиемотивационной и произвольной сфер ребенка. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что 1) у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что 2) у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, которое Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника». Однако необходимо помнить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включиться в учебный процесс, сознательно подчиняя свои действия правилам и требованиям. Речь идет о произвольном, т.е. подчиненном воле ребенка поведении.
Произвольность нужна ребенку и для того, чтобы выстраивать адекватные системе обучения отношения со взрослыми, в первую очередь, с учителем. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места и т.д.
Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Важно развитие таких школьно значимых функций, как зрительно-моторная координация и мелкая моторика руки, фонематический слух и общий уровень развития речи.
Но самое главное, что должны понимать родители, отправляя своего ребенка в первый класс, – невозможно стать школьником в один момент. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Не стоит осуждать интерес ребенка к играм и игрушкам. Более того, надо понимать, что именно в игре формируются необходимые для учащегося качества, та самая пресловутая готовность к школе: способность действовать по правилам, вести себя в соответствии с ситуацией, удерживать внимание и т.д. При этом игры могут быть самыми разными: подвижными, сюжетно-ролевыми и т.д.
Поэтому любящие родители не только не критикуют ребенка, когда тот обращается к играм, но поощряют такие занятия, и даже сами становятся их инициаторами и участниками. Тем более что параллельно игра выполняет еще одну очень важную функцию: она помогает снять напряжение. Это свойство игры трудно переоценить особенно в период адаптации к условиям школьного обучения.
Любящие родители стараются показывать и рассказывать ребенку что-то новое, расширяя его кругозор, а главное, заражая ребенка собственным интересом к новому, неизведанному. Известно много разных мотивов учения, но самым сильным, заставляющим преодолевать трудности, является познавательный, или учебный мотив. Он связан именно с интересом и удовольствием от процесса познания.
Как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка – еще один вопрос, который встает перед родителями с началом школьной жизни. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению школьной мотивации. Поэтому в первое время поощрение особенно важно. При этом поощрение должно быть корректным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Порой приходится искать то, что у ребенка получилось хорошо (пусть это всего лишь один крючок из прописей). Это необходимо, чтобы помочь ему поверить в свои силы.
Важно, чтобы ребенок понимал, что оценивается не он сам, а всего лишь результат его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спрашивать маленького ученика: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?»
Если ребенок болезненно переживает неудачи, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть обязательно постараться найти в работе какое-нибудь достоинство.
Иногда ребенок приносит из школы грусть, обиду или злость. Важно дать ему возможность выразить свои негативные чувства, внимательно выслушать его и согласиться с тем, что иногда такое случается: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже в школу ходить не захотелось» - так мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку.
Очень важно создать для ребенка щадящий режим: пораньше укладывать его спать, важно, чтобы ребенок бывал на улице, двигался. Важно ограничить время приготовления уроков до одного часа с физминуткой после получасового занятия.
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Но надо помнить: ребенок осваивает совершенно новую для себя деятельность, новый образ жизни. И ему очень нужна ваша любовь и поддержка. Тогда он многое сможет. Только, может быть, не так скоро, как этого бы нам хотелось.
Родителям предлагается заполнить небольшую анкету, ответив на вопросы:
Что нового для себя Вы узнали?
Что было самым интересным?
О чем Вы хотели бы поговорить в следующий раз?