РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
« АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА»
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворен ности собой и своей жизнью .
Условия адаптации:
Физиологические Психологические
- Изменение режима дня -психологический климат в семье
- Необходимость игры - самооценка ребёнка
- Правильная посадка - самоценность ребёнка для родителей
- Организация правильного питания - формирование интереса к школе
- Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками
- Воспитание самостоятельности и - недопустимость физического воздействия
ответственности - предоставление самостоятельности
- учёт темперамента ребёнка
- организация контроля за учёбой
- поощрение за успехи и достижения
- моральное стимулирование
- развитие самоконтроля и самооценки
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе
- организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;
- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости;
- тренировать мелкие мышцы кистей рук;
- обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
- создавать условия для занятия спортом;
- воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации первоклассников к школе
1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
5. Создавать благоприятный климат в семье.
6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Что обеспечит успех ребёнка в школе?
Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
- Физическое здоровье.
- Развитый интеллект.
- Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.
- Умение считать и читать.
- Выносливость и работоспособность.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Правила, которые помогут ребёнку в общении:
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
- Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Портрет школьника, прошедшего адаптацию
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Памятка родителям первоклассников
· Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
· Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Ребёнок имеет право на ошибку.
· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
· Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.
· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.
· Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
· С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
· Учение – нелёгкий и ответственный труд. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны
-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку .
-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него .
-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.