«Осенний фестиваль знаний 2024»

Звуковая культуры речи: звук ж

В разработке дети учатся правильно и четко произносить звук ж, определять слова со звуком ж

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Конспект занятия по ФГОС в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?

Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука

Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?

Дети: Да!

Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Жуки». Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж).

«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

Воспитатель: Понравилась игра? Давайте, сыграем еще раз. (Повторяется несколько раз).

Воспитатель: Какая интересная игра. Вы, ребята, замечательно поиграли. А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Вы внимательно слушайте, я вам задам вопросы.

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймет:

Почему букет поет? Н. Головина



Воспитатель: Кто мне ответит, почему же букет пел?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите, я вам прочитаю рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо. Тогда я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу помогать.

Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

(Ответы детей)

Физминутка

Воспитатель: А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком. В группу к нам жук влетел.

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Ж-ж-ж.



Игра инсценировка.

На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.

Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».

- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).

Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).

- Обиделся. (Удивляется Дружок).

- Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).

Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).

- Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).

- Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»

- Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).

Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?

«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,

Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).

Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.

Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».

- Спасибо, жучок. (Дружок).

Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, и я порадую вас новыми загадками.

Воспитатель: Вы готовы внимательно слушать?

Дети: Да!

Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)

Воспитатель: Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их.

Шагаешь-впереди лежит,

Оглянешься-домой бежит. (Дорога)

Воспитатель: Молодцы ребята. Запомните эти загадки и загадайте их дома родителям.

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.

Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее