Конспект по обучению грамоте в подготовительной
группе на тему : Звук [А]. Буква А.
Подготовила: педагог дополнительного образования Степанова Е. А.
Цель: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.
Материал для занятия: конверты с заданиями, муляжи фруктов, доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного цвета, мяч, разрезные слоги, буквы.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня доктор Айболит прислал нам посылку. Хотите узнать, что в ней спрятано? Айболит прислал нам фрукты, а в них много витаминов. Они полезны для здоровья.
Ребята достают из сундучка по одному фрукту с закрытыми глазами.
Педагог: Какие фрукты мы с вами разгадали?
Дети: Ананас Апельсин Абрикос Арбуз Алыча
Педагог: Какой звук повторяется во всех словах? (звук а)
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз!
Педагог: Я хочу рассказать Вам сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. Это звук А.
Педагог: Давайте все вместе произнесем звук [А] рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Звук [А] обозначается буквой А. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Игра «Ловушка»
Педагог: Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши, ловите его.
Игра «Тихо- громко»
Педагог: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.
Физкультминутка
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
–Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Игра «Подбери картинку».
Педагог: Я называю предложения, а вы попробуйте его продолжить.
Аня рисует красками в ….(альбоме)
На дереве поселился (аист)
Мама купила вкусные ….(апельсины)
На бахче вырос круглый ….(арбуз)
Педагог: Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]?
Дети: красным
Знакомство с буквой А.
А шагает по дорожке,
Широко расставив ножки,
Буква может убежать,
Нужно ноги ей связать.
На что похожа буква А? (на ракету, крышу дома).
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Нарисовать в воздухе букву А пальчиком.
Работа в тетради: Штриховка буквы А.
Итог занятия, рефлексия: Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным? Молодцы ребята!