Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «детский сад присмотра и оздоровления № 38 «Аленький цветочек»
Город Набережные Челны Республики Татарстан
Конспект занятия по ФКЦМ на тему:
«Знакомство дошкольников с российской символикой»
Подготовил педагог
I квалификационной категории
Бухарова Л.А.
город Набережные Челны 2020 год
Цель: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн. Расширить знания о матрешке, березе. Ввести понятие - голубь мира.
Предварительная работа: стихотворения: «Наша Родина» Н. Забила, «Береза» С. А. Васильева.
Ход занятия:
Показ слайда с флагом России и нашего города. Слайд 1
Воспитатель:
- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.
- Как называется наша страна? (Россия). Слайд 2
- А, мы, живущие в ней? (россияне).
- Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы. Слайд 3,4,5,6
- Сейчас Саида, прочитает стихотворение Н. Забила «Наша Родина».
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга».
Воспитатель:
- Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы? Слайд 7
- Флаг, герб, гимн.
- Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
- Из белого, синего, красного.
- Что означает белый цвет?
- Белый цвет, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синий цвет – честность, верность.
- Красный цвет – смелость, великодушие отвагу
Прочтет стих Эльвина.
Белый - облако большое,
Синий - небо голубое,
Красный - солнышка восход,
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты-
Это флаг моей страны.
Воспитатель: На гербе изображен двуглавый орел, в одной руке он держит скипетр, в другой державу.
Воспитатель: - Как вы думаете, что такое гимн?
- (Эта главная песня страны).
Воспитатель: - Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Велика наша Россия, но на ее территории находится наша республика Татарстан.
Назовите столицу Татарстана? ( Казань)
- Чем богат наш край? Слайд 10,11,12
Воспитатель:
- К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.
- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? Если дети затрудняются, загадывается загадка:
«В этой молодице прячутся девицы,
каждая сестрица -
для меньшей темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
хлопают в ладоши веселые (матрешки).
Существует мнение, что матрешка изобретение России. На самом деле, это не совсем так. Издавна в Японии были фигурки подобного рода. Одну из таких игрушек, фигурку мудреца Фукурума завезли в Россию в 1890 году. Внутри Фукурума помещалась вся его семья, считалась, что в момент опасности, она прячется внутри одного из богов удачи Фукурума.
Эта фигурка попала к токарю, Василию Звездочкину, которому очень понравилась идея игрушки в игрушке. Он выточил из дерева похожую игрушку, а художник Сергей Малютин разрисовал их под известную нам матрешку.
- Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. А прообразом нашей матрешки послужила фигурка добродушного старичка мудреца Фукуруму, из Японии.
- Как выглядела первая русская матрешка?
- Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
- Почему игрушку назвали матрешка?
- В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка в честь ее назвали игрушку.
Воспитатель:
- Россия - страна очень большая и красивая. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.
- Кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным.
- (Береза).
- Ребенок прочитает стихотворение «Береза» С. А. Васильевой.
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Воспитатель: А за что русские любят березу?
- (за красоту).
Воспитатель: Да. За красоту, березовый сок, дающий бодрость и силу, бересту, давшую письменность, березовые почти и веники, сохраняющие здоровье.
Воспитатель: Флаг, герб и гимн – официальные государственные символы. Они есть у каждой страны. Но есть символ единый для всех стран – символ мира. Белого голубя называют символом мира, он олицетворяет чистоту, доброту, светлый мир. Давайте сделаем голубей.
Воспитатель:
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ»