«Зимний фестиваль знаний 2025»

Значение самооценки учебной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса

ЗНАЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки



ЗНАЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Какие бы предметы не изучали ученики, как бы ни был построен урок, обыденная школьная практика требует оценивания и выставления отметок.

Оценка качества обучения – это центральное звено учения и преподавания. Процедуры оценивания занимают существенную часть работы в классе.

Ученик привык видеть в учителе человека, который постоянно его оценивает: как выглядит ученик, как ведет себя в школе, его внешний вид, его манеру общения с взрослыми и ровесниками. А также происходит оценивание со стороны учителя на уроках: комментарии к ответам учеников, оценивание достижений по различным предметам, проверка и исправление домашних работ, оценивание старания и прилежания ученика и т.д.

Каждый ученик относится к оценкам такого рода по-разному: безразлично, заинтересовано; кто-то старается получать хорошие отметки и положительные оценки, некоторые страдают от плохих результатов, а многие ученики находятся в состоянии тревожности: боятся поднять руку, боятся высказаться, вдруг получат плохую отметку. Такие факты мешают процессу обучения.

Можно предложить ученику самому спланировать и оценить свою работу, такой прием основан на самооценочном мышлении, т.е. мысленной оценки своих действий и способностей. Самооценочное мышление лежит в основе активизации учебной деятельности школьников.

Все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) должны выполняться и осознаваться с помощью учителя. Этому способствуют многочисленные упражнения и вопросы на анализ и преобразования учебной деятельности, которые может использовать учитель в ходе урока. Например, учитель может дать следующие задания:

«Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его предполагаешь достигнуть.

Определи задачу своей работы, выбери способ действия.

Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши графически – в виде схем, значков – последовательность этапов своей работы.

Спланируй свою учебную работу: что является её более далекой задачей, что – более близкой, какие действия надо для решения этих задач выполнить. Назови первое, второе, третье действие, определи, сколько времени потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя труднее, какой – легче, какие действия у тебя отработаны лучше, какие – хуже».

Постепенно учитель передает все компоненты учебной деятельности для самостоятельного выполнения школьникам. Психологи считают, что самостоятельное выполнение должно начинаться с самоконтроля и самооценки. Это подводит к самостоятельной форме учебной деятельности.

Дидакты отмечают, что самостоятельная учебная работа – это работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время. Становлению самостоятельной учебной работы школьников способствуют следующие вопросы и задания учителя:

«Мы определили задачу урока. Кто скажет, что должно стать следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?

Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше?

Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым результатом. Как поступим дальше?»

Используя на уроке такой подход, ученик активен в своей деятельности. Он знает, что ему делать, для чего это нужно и что он должен получить. Познавательную деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет её в соответствии со своими задачами, мотивами и целями, можно определить как самообразовательную деятельность школьников. Самообразовательная деятельность имеет разные уровни: она может «сопутствовать» школьному обучению, может присутствовать в виде отдельных эпизодических форм самообразования и. наконец, может превратиться в особую развернутую деятельность школьника по самообразованию и самовоспитанию.

Преподавая математику в 5-6 классах, на своих уроках я использовала листы самооценки, в которых были предложены перечни основных понятий, вопросов изучаемой темы, какими практическими навыками должен овладеть ученик. Причем оценки по данным вопросам ученик должен выставлять на каждом уроке, чтобы сам мог видеть степень усвоения материала.

Самооценка тесно связана с самоэффективностью, это понятие определяется как убеждение о собственных возможностях организовывать и выполнять какие – либо действия для достижения поставленной цели. Самоэффективность включает два компонента: навыки, необходимые для достижения успеха (или компетентность) и самооценка компетентности.

Ученики с высокой самооценкой более упорны, прикладывают больше усилий и внутренне более заинтересованы в обучении и высоких результатах.

Важным для самооценки служит убеждение учеников, неуверенных в себе, что у него получится выполнить задание, поддержать у него чувство уверенности, выразить одбрение, а не сомневаться в его способностях.

В итоге самооценка определяется результатами действий (т.е. успешное или неуспешное выполнение задания) и сравнением своих результатов и результатов окружающих.

Приведу пример использования листа самооценки по теме «Решение задач с помощью пропорций».



Фамилия, имя, класс_________________________________________________

САМООЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ПРОПОРЦИЙ»

П№

Что нужно знать

Найди в учебнике

Урок 1

Урок 2

Урок 3


1.


2.


3.



4.



5.


6.


7.



8.


9.



Определение пропорции


Объяснить формулу =


Объяснить формулу =


Алгоритм решения задач с помощью пропорций


Установление вида зависимости между величинами

Составление пропорций


Нахождение неизвестного члена пропорции


Решение задач на проценты методом пропорций

Выполнять действия с числами


Стр. 16


Стр.50


Стр.50



Стр.51







Моя оценка по данной теме_____________ Оценка за самостоятельную работу_____________



На данную тему отводилось три урока. На каждом уроке ученик ставил себе отметку по предложенным пунктам. Что было замечено: ряд учеников на первом уроке, после объяснения учителя, ставили себе высокие отметки, т.е. они считали, что материал ими понят. На втором уроке после попыток сформулировать определения, правила, алгоритм работы оценки ставили себе хуже. На третьем уроке по теоретическим вопросам ответы были на много лучше, оценки ставили хорошие. Это говорит о том, что такая работа поспособствовала более осмысленному изучению материала, может быть заложила крупицу в основу самообразовательной деятельности.

С практическими заданиями получилось по-другому. Задачи из урок в урок усложнялись, выше были отметки при выполнении несложных заданий, со сложными справились не все ученики. Шестиклассники оценили свои знания по данной теме ещё не выполняя проверочной работы, а потом сравнили с результатами проверочной работы. Хочу заметить, что дети достаточно объективно смогли себя оценить. У половины учеников оценки совпали, причем дети сами объяснили, где у них может встретиться ошибка, и какие виды заданий могут не получится.

Недостаток в этой работе заключается в том, что получить хорошие результаты мешают пробелы в изучении предыдущих тем. Например, вычислительные навыки, которые при анализе любой письменной работы по математике по количеству ошибок имеют наибольший процент. Ученик уверенно формулирует определение, алгоритм работы, правильно определяет пропорциональную зависимость, а не получает верного ответа потому, что не смог правильно осуществить вычислительную работу. Но это позволяет понять ученику, что следует отработать ранее изученный материал. На этом этапе он нуждается в руководстве учителя, который может предложить такой путеводитель.




ПОЛУЧАЕТСЯ

НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Сложение и вычитание десятичных дробей



Умножение десятичных дробей



Деление десятичных дробей



Сложение и вычитание обыкновенных дробей



Умножение обыкновенных дробей



Деление обыкновенных дробей



Выбери какая форма работы тебе нужна, чтобы научиться работать с числами:

- найти объяснение в учебнике (стр. ….);

- попросить объяснить учителя;

- выполнить индивидуальные задания;

или _________________________________

Проводя такую работу, я просила учеников показать листы самооценки родителям. В результате некоторые родители пришли к учителю с целью получить совет, как помочь своему ребенку. И сами осуществляли контроль за исправлением недочетов в вычислительной работе детей.

Листы самооценки я предлагала одинаковые для всех учеников. Но проведя несколько занятий с их использованием, я решила разработать дифференцированные листы самоконтроля. Слабоуспевающим ученикам прописывать только основные необходимые понятия и практические задания базового уровня. Более успешным ученикам включать дополнительные задания повышенного уровня. В этом случае каждый ученик увидит свои достижения соответствующие его уровню и эмоционально будет спокоен, если не решил сложные задания.

Я предлагаю такую работу применять при изучении тем, рассчитанных на несколько уроков, а так же при повторении изученного материала. Листы самооценки учитель может разрабатывать и для себя. Можно оценить этапы уроков, свое объяснение. Это позволит спланировать следующий урок с учетом пробелов предыдущего.

Всегда полезно посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. Если работа с применением самооценки лежит в основе образовательного процесса, то ученики не будут болезненно реагировать на низкие отметки, а будут стремиться исправлять пробелы в знаниях. Учитель в свою очередь будут заинтересован в качественном проведении уроков, базируясь на отработку заданий, в которых ученики затрудняются.

Самооценка и самоконтроль деятельности учащихся среднего школьного возраста обусловлено благоприятными особенностями:

- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другому человеку, к себе;

- общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

- стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;

- стремление подростка к самостоятельности;

- увеличение широты и разнообразия интересов, сочетающиеся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;

- возрастание определенности и устойчивости интересов.

Психологи отмечают, что «в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей».

Эмоции, связанные с учением, также имеют свою специфику. Богатая эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки. Процесс сопоставления подростком своих возможностей с возможностями других школьников вызывают чрезмерность оценок подростка, перепады его эмоций от самомнения, самоуверенности, максимализма в оценке другого человека до самоучинижения. У подростка расширяется диапозон эмоциональной восприимчивости, растет сфера сопереживания другим людям. Отсутствие достаточно сформированных волевых компонентов приводит иногда к повышенной эмоцоональной возбудимости, неуравновешанности с преобладанием возбуждения над торможением. Вместе с тем сравнительно с младшим школьником у подростка возрастает в целом умение сдерживать свои эмоции, увеличивается преднамеренный характер их внешнего выражения. Все негативные эмоциональные проявления подростка не являются неизбежными и, безусловно, поддаются регуляции в ходе продуманной организации их учебной деятельности и жизни школьного коллектива.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее