Урок обществознания 9 класс Жизненные ценности или «Ценности, которым нет цены»
Цели: -осознание участниками собственных жизненных ценностей; повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.
Задачи:
-создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
-формирование представления о различных способах и средствах общения;
-активизация процесса познания себя и окружающих.
I часть. “Жизненные ценности”.
(Весь диспут сопровождается презентацией о жизненных ценностях...)
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, по дороге “Жизненные ценности Человека” или “Ценности, которым нет цены” (слайд №4)
- Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека?
(Ответы)
- Что именно вы считаете ценностью? (ответы)
- Мы всё говорим “ценность”, “Жизненная ценность” а может быть, кто-нибудь знает. Что же такое “ценность”? Может это, то же самое. Что цена?
Упражнение «Цена и ценность»
Цель: показать принципиальное отличие того, что имеет цену, от того, что принято называть ценностью.
Фабула: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».
(работа в подгруппах)
- Я предлагаю вам продать ту вещь или предмет, который обозначен на карточке. Подумайте, сможете ли вы продать ее мне и за какую цену?
Кошка, живущая у вас десять лет;
Килограмм шоколадных конфет;
Семейный фотоальбом;
Ручка, которую подарил лучший друг;
Красный шерстяной шарф;
Любимые мамины бусы
Дискуссия.
- Почему одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали? (слайд 6)
Вывод: оказывается, есть понятие «цены» и «ценности», отмечаются их сущностные признаки:
- Цена - все то, что имеет денежную стоимость.
-Ценность - все то, что значимо для жизни человека.
(ответы)
- Так какие же бывают ценности?
(ответы)
- А считаете ли Вы различными понятия ценности и жизненные ценности. Если да, то почему, если нет, то в чем их сходство?
(ответы)
- А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще?
(ответы)
- Что Вы понимаете под словами “жизненные ценности”?
А теперь вернемся к нашему эпиграфу.
“Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем...”
- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.
Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например, роскошный особняк или машину, называют материалистами.А к идеалистам принято относить людей, которые ставят на первое место духовные ценности и идеалы (добро, честность, справедливость). Но в каждом человеке при этом присутствуют оба начала: идеальное и материальное.
А теперь, среди 10 значимых определений выберите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
(слайд № 14) Прокомментируйте.
Здоровье
Природа
Труд
Знание
Любовь
Творчество
Дружба
Милосердие
Религия
Патриотизм
Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих ценностях, так как именно они делают нас людьми.
Есть ценности которым нет цены...
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в твоей школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны...
Но если занят ты одной заботой
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены.
- Почему мы любим природу? (слайд №21-22)
То ласковая, то грозная и величественная, природа всегда влечет нас, манит, потому что в ней – гармония и красота, потому что мы сами – часть её. Общение с природой вносит в нашу душу мир и покой, доставляет нам духовную и физическую радость.
- Также нет цены воздуху, которым мы дышим, цены нет воде, которую мы пьем, бесценно тепло, необходимое нам для обогрева и поддержания жизни, сама жизнь бесценна, бесценна любовь.
(слайд №23-24)
- Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.
- Если на планете исчезнет жизнь, некому будет платить и некому будет получать прибыль. Это абсолютное отсутствие цены тоже можно назвать ценностями без цены, но в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.
Природу как важнейшую ценность мы должны беречь.
Игра «Путешествие на остров»
Представьте, что вы уезжаете на остров. Там есть необходимое для жизни: еда, вода, медикаменты, есть где спать.
Вам разрешается взять с собой 7 предметов, которые вы сможете пронести на борт самолета.
( каждый пишет свои , после чего обучающиеся объединяются в пары и выбирают 7 предметов из общего числа)
Обсуждение выбранного.
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал……
Я понял……
|
|
|
|
Любимая кошка, которая живёт у вас 10 лет |
Килограмм конфет |
Семейный фотоальбом | Ручка, подаренная лучшим другом |
Красный шерстяной шарф
| Мамины любимые бусы |