Разработка конспекта урока по географии в 6 классе
Тема урока: Земля и Вселенная
(Атлас – стр. 2, 6, 8)
УМК Домогацких Е.М. «Русское слово» М., 2013.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
в результате педагогического взаимодействия обучающиеся
дадут определение понятию Солнечная система;
расскажут, какие планеты входят в её состав;
определят с помощью схемы в учебнике сколько лет Земле;
оценят как Солнце и Луна влияют на жизнь Земли.
Метапредметные
Познавательные:
смогут находить в учебнике достоверную информацию;
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;
определять главные объекты и понятия, делать выводы;
строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в микрогруппе и индивидуально;
планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
Коммуникативные:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ;
преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Личностные:
аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;
сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Решаемая учебная проблема: Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?
Основные понятия, изучаемые на уроке: Солнечная система, Солнце, звезда, планета, Луна, прилив, отлив.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедийный проектор, таблица «Строение Солнечной системы».
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока: | Включаются в самостоятельную деятельность: Просмотривают слайды презентации; анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке; на основе сделанного вывода конструируют тему урока. | Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых объектов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока. | Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Земля и вселенная». Задачи: 1) научить обучающихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы; 2) научить формулировать тему урока. | Цель: обучающиеся смогут выявить ключевые понятия и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока. | Методы, применяемые на данном этапе урока: | Содержание урока | Время | Учитель: демонстрирует фрагмент презентации. Обучающиеся: просматривают слайды презентации, видеофрагмент; Учитель: - Проанализируйте увиденное. Выделите ключевые объекты. Определите, как их можно объединить в одно понятие? Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся делают вывод: анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке: Космос-Вселенная, Солнечная система-Земля. Аргументируют свой ответ на основе выделения ключевых объектов. Учитель: - Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Обучающиеся: формулируют тему урока. Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о Земле и Вселенной. | 1 мин. 2-3 мин. | Всего: | 3-4 мин. | |
2. | Актуализация опорных знаний, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по проверке усвоенных ими ранее знаний: | Выявляют количество и качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров: выполняют эвристическое задание предложенное учителем; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку; оценивают свои знания и знания обучающихся. | Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения. Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета | Цель: создать условия мотивации обучающихся к изучению новой темы Задачи: научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией; побудить обучающихся к активным действиям в микрогруппе. | Цель: обучающиеся смогут самостоятельно дать понятие Солнечной системы, планет. | Методы, применяемые на данном этапе урока: | Содержание урока | Время | Учитель: - Как вы думаете, что такое Вселенная? Можно ли из просмотренного видеосюжета найти ответ? Обоснуйте свой ответ, работая парами. Обучающиеся: выстраивают верную цепочку, аргументируют свой ответ. Задание: - Рассмотрите таблицу. Как вы считаете, что такое Солнечная система? Дайте определения понятий планета, звезда. Обучающиеся: Дают определение понятий. Учитель: - Какие процессы в космосе влияют на жизнь нашей планеты? Учитель подводит итог: Чтобы ответить на этот вопрос, нужны новые знания. | 2-3 мин. 2 мин. | Всего: | 5-7 мин. | |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из текстов учебника. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности): | Включение в самостоятельную деятельность по анализу прочитанного самостоятельно текста, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в микрогруппе (паре). | Формирование навыка работы с информацией. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания. | Цель: создать условия для получения знаний по теме урока. Задачи: научить обучающихся выявлять влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества читая текст и делать выводы; сформировать навыки исследования текста. | Цель: обучающиеся смогут выявить влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества (работа в паре) и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации. | Методы, применяемые на данном этапе урока: | Содержание урока | Время | Учитель: - Познакомьтесь с текстом учебника. Ответьте на вопрос: Какое влияние оказывает Солнце и Луна на жизнь Земли и человечества? Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся: Знакомятся с текстом работая в паре - один изучает влияние солнца другой луны, самое важное выписывают в тетрадь используя символы и сокращения. Аргументируют свой ответ, дискутируют при ответе. Учитель: .Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?(проблемная ситуация) Обучающиеся: совещаются, высказывают свое мнение, слушают друг друга, записывают, доказывают, слушают выступления других групп. Учитель: Совместно с обучающимися делает вывод | 12-15 мин. 5-7 мин. на сам. работу | Всего: | 20-22 мин. | |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний: | Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний: | Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность. | Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Задача: проверить первичное усвоение материала по теме. | Цель: обучающиеся смогут проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях. | Методы, применяемые на данном этапе урока: метод тестирования; практический метод; наглядный метод. нндуктивный метод | Содержание урока | Время | Учитель: Посмотрите на экран. Давайте выполним задания теста, проверим и прокомментируем их (ПРИЛОЖЕНИЕ) Обучающиеся: Выполняют в паре задание и сверяют ответ с другими парами в ходе обсуждения. Учитель: Проверяет, корректирует, помогает. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую. | 5-7мин. | Всего: | 7мин. | |
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома: | Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний. определяют объём домашнего задания; выбирают самостятельно задания для закрепления; разрабатывают план своих действий. | Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий. | Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов. Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений, 2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения. | Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению. | Методы, применяемые на данном этапе урока: практический метод (рисунок); проблемно-поисковый метод; метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих заданий в конце параграфа). | Содержание урока | Время | Задание: Учитель задает обучающимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму. Обучающиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, так как при анализе могут выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении. По желанию обучающиеся могут выполнить творческие практические задания. В тетради нарисовать две окружности (ЗЕМЛЯ) и провести линии экватора для работы на следующем уроке. Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий. Учитель Подводит общий итог проделанной работе в классе. Презентация: Видеосюжет о Вселенной с космической музыкой | 3 мин. | Всего: | 3 мин. | Итого: | 39-40 мин. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверочный тест к уроку «Земля и Вселенная», 6класс
1.Какие небесные тела входят в состав Солнечной системы?
А) звезды
Б) туманности
В) астероиды
Г) планеты
Д) метеориты
Е) спутники
2. Сколько планет вращается вокруг Солнца?
А) 7
Б) 8
В) 9
3. Исключите лишнее:
А) Меркурий, Юпитер, Земля, Венера, Марс;
Б) Меркурий, Солнце, Марс, Юпитер, Нептун;
В) Юпитер, Уран, Земля, Нептун, Сатурн;
4. Наибольшее влияние на Землю оказывают:
А) Венера
Б) Солнце
В) Марс
Г) Луна
5. Солнце расположено от Земли на расстоянии:
А) 150 км
Б) 150 тыс.км
В) 150 млн.км
6. Воды океанов к Луне :
А) притягиваются
Б) оттягиваются
В) приближаются