План – конспект бинарного урока
География + изобразительное искусство по теме «Соседи Солнца» в 5 классе
Цель урока:
выявить особенности планет – соседей Солнца.
развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.
Задачи:
обучающие: углубить знания о Вселенной и её планетах;
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой.
воспитательные: формирование культуры общения.
коррекционные: развитие монологической речи, расширение географического словаря.
Тип урока: урок исследования.
Форма работы учащихся: коллективная.
Ключевые термины: Солнечная система, планеты.
Оборудование: информационный материал, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, наглядное пособие «Планеты Солнечной системы».
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока
1.Организационный момент
Учитель географии: Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок весёлый, начинается урок.
Любознательные дети знать хотят про всё на свете.
Это стихотворение про вас?
Учитель ИЗО: Сегодня мы проведём бинарный урок по географии и ИЗО и вы получите не просто теоретические знания, но и практические.
2.Мотивация к учебной деятельности
Учитель географии:Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна.
«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».
А.Эйнштейн
- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да)
- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца»)
3.Изучение нового материала
Структура и ход урока
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 2мин |
2 | Актуализация темы | Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Объясните: Что описывается в сообщениях? (слайд1-кроссворд) Проверяет усвоение понятий. Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р) | 4мин |
3 | Изучение нового материала | 1. Объясните (учебник стр.25): - -Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы? - В чем уникальность нашей планеты? (Ответы пишутся на интерактивной доске) Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия. 2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.). Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты гиганты 2.планеты земной группы | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы (К, Р) Просматривают (П), сравнивают планеты Земной группы (Р) принимают участие в диалоге с учителем | 4мин 3 мин 3 мин |
4 | Практику | Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста §7 Проверяет полученный результат Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса.
| Анализируют текст и выбирают необходимые сведения(П) Самостоятельно знакомятся с содержанием § 10 и выполняют задания в рабочей тетради. (П.Р.) Демонстрируют результат своей работы. (Л). Смотрят. Обмениваются полученной информацией (К) Записывают в тетради новые понятия | 5 мин 4 мин |
| Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) | Игра на внимание | Играют, определяются внимательные. (К) | 2 мин |
5 | Закрепление | 1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме (слайд 7,8) Планеты земной группы и планеты гиганты с одной стороны, названия планет с другой;.) | Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) | 5 мин |
6
7 | Итог урока (рефлексия) Домашнее задание | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.
Объясняет : д/з §10 прочитать, творческое задание - рефераты о планетах | Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л).
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К). | 3 мин |
Работа в группах
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
Итак, в путь! Для начала посмотрите видеоролик «Планеты Солнечной системы».(Слайд 7, ссылка)
- Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? ( Слайд 8) (Каждыйохотник желает знать, где сидит фазан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.
-Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть!Суперфизминутка (Слайд-мультфильм) (Презентация №2)
3. Проектная работа
- Отдохнули? Теперь нам предстоит работа. Посмотрите на модели планет, находящихся на ваших столах. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Напоминаю, что мы говорим о характеристики планет, и о возможности жизни на них. (Мы будем работать по группам с одной из планет Солнечной системы)
- Ребята, а теперь, внимательно посмотрите друг на друга, ни что вам ни напоминает ваша рассадка? ( Мы сидим так, как расположены планеты, по отношению к Солнцу. Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
- У нас нет самого главного – Солнца. Вот вам Солнце. (Устанавливаю в центр классной комнаты модель Солнца.) Теперь у нас есть своя модель Солнечной системы.
Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника,