Дата:02.12.2017г Дата:06.12.2017г Дата:09.12.2017г
Класс: 6 «В» Класс: 6 «А» Класс: 6 «Б»
|
Тема: «Застывший миг казахского вальса» |
|
Цель: формирование представлений о связи между музыкой и живописью в искусстве. Задачи: познакомить с песнями, написанными в жанре вальса; развивать интерес к художественному и музыкальному искусствам; вызвать интерес к творчеству композиторов и художников. |
Ход урока: Организационный этап. Приветствие на двух языках Создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку. Повторение Назовите кюи, посвященные картинам природы. Опишите картину Кастеева «Снежный Алатау» Что такое пейзаж? Назовите художников пейзажистов. Новый материал О вальсе сказано немало, Он в песнях и стихах воспет. И сколько б танцев ни бывало, А лучше вальса, право, нет! Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Тема урока «Застывший миг казахского вальса» Что же такое вальс? (Это романтичный бальный танец ) Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не перепутаете его с другими танцами. Сейчас в Казахстане не найдешь человека, который бы не знал, что такое вальс. Этот танец прочно вошел в нашу жизнь: выпускники школ танцуют «Прощальный вальс», на свадьбе молодожены танцуют свой первый « Вальс любви», на официальных церемониях балы начинаются со светского вальса, в парках и на площадях пары кружатся в простом уличном вальсе. Но так было не всегда. Жанр вальса пришел на казахскую землю из европейской культуры, где этот танцевальный жанр был очень популярен. А в Казахстане искусство танца только начинало своё развитие. Первый казахский танец «Келіншек»был исполнен в 1934 году народной артисткой КазССР Шарой Жиенкуловой. Для создание танца нужно было сначала отобрать танцевальные по характеру кюи и песни , затем найти движения танца, выполнить постановку, разработать сценические костюмы, не сковывающие движения танцоров. Сообщение о композиторе Л. Хамиди Латыф Абдылхаевич Хамиди (1906 -1983) - казахский композитор, заслуженный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР. Это человек своеобразной судьбы. Татарин, избравший родиной Казахстан. Скромный человек, создавший грандиозную оперу. Разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня. В 1940 году композитор Латыф Хамиди сочинил первый «Казахский вальс» к радиопьесе Сабита Муканова «Два праздника» Первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова. «Казахский вальс» сразу полюбился слушателям и стал гимном любви и счастья. Он стал настолько популярен ,что его стали исполнять, как самостоятельное произведение. Слушание Л. Хамиди «Казахский вальс» Какой характер музыки? (яркая радостная мелодия) Скажите, а можно ли выполнить какие либо движения под эту музыку? А какие это должны быть движения, чтобы было сочетание с характером музыки? (плавные) Кто может показать какие движения можно сделать под эту музыку? (очень удобно кружиться и покачиваться ) Если говорить о единении музыки и живописи, то картина народной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс » на которой изображена танцовщица Шара Жиенкулова – это пример застывшего мига вальса. Ей очень понравилась музыка «Казахского вальса» и она решила поставить новый танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс танцуют в парах, а у неё не было партнера тогда она станцевала его одна. Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой. Известная художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена её искусством и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». Так песня Л.Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине. Составьте рассказ по картине. (Какой вы видите танцовщицу, какие чувства она испытывает) Видео «История одного шедевра. Казахский вальс», в котором рассказывается о художнице, о том, как создавалась картина, есть документальные кадры танца Шары. IV Музыкально – ритмическая разминка. V Вокально - хоровая работа Распевка: Эхо, Кум Гаврила , гамма до мажор Исполнение песен «Большой хоровод», «Алатау» VI Домашнее задание стр.45-48, творческое задание (Дайте сравнительную характеристику картине Г. Исмаиловой «казахский вальс» и произведение Л. Хамиди «казахский вальс» ) VII Подведение итогов урока. Выставление оценок. VIII Рефлексия Что запомнилось на уроке? - Что удивило? - Какое чувство объединяет композиторов и художников? - А каковы ваши чувства? Кому было всё понятно поднимите красные нотки, а кто испытывал затруднения – желтые. |