«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Взаимодействие с детьми с нарушенными коммуникативными функциями

Представлена статья из опыта работы учителя. В данном материале раскрываются особенности взаимодействия учителя с обучающимися у которых нарушены коммуникативные функции.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


 

Взаимодействие с детьми с нарушенными коммуникативными функциями


Автор: Посадских Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск 


       Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья в силу своих индивидуально-личностных особенностей имеют некоторые нарушения коммуникативных функций. К таким категориям детей относятся:
- беспокойные дети;
- застенчивые дети;
- конфликтные дети;
- замкнутые дети.
        Рассмотрим некоторые особенности поведения и общения таких детей, а так  же способы взаимодействия с такими детьми.
Как уже отмечалось выше, к первой категории относятся беспокойные дети. Для такой категории детей характерны следующие особенности:
- ребёнок стремиться привлечь к себе внимание не совсем адекватными способами;
- ребёнок эмоционально неустойчив
Эмоционально-неустойчивые дети отличаются общей двигательной расторможённостью, беспокойным сном. Они часто бывают сильно напряжены, что влечёт за собой различные эмоциональные срывы.
        Как же строить стиль поведения с беспокойными детьми педагогам и родителям? Приведём некоторые рекомендации по выработке стратегии общения с такими детьми:
- во время проявления сильных эмоций (безудержного хохота или плача)  постарайтесь отвлечь ребенка. Для этого необходимо предложить ему какое-нибудь интересное дело или занятие, задать неожиданный вопрос, сами совершить неожиданное для ребенка действие (например, спародировать его, имитируя плач или хохот);
- во время приступа подведите ребенка к зеркалу и покажите, как некрасиво выглядит тот, кто кривляется или рыдает;
- во время приступа не пытайтесь привлечь ребенка к порядку и не читайте нотаций — он все равно вас не слышит;
- после выражения эмоций постарайтесь обсудить с ребенком, почему он среагировал так, а не иначе, почему интенсивность его эмоционального проявления не соответствовала ситуации;
- старайтесь обсуждать вместе с ребенком все его проблемы и трудности, вместе находите выходы из затруднительных ситуаций;
- старайтесь не запрещать ребенку делать то, что он хочет, в категорической форме, постарайтесь обсудить и вместе решить, можно ли вести себя так, как он желает. Не приказывайте, а просите;
- старайтесь быть эмоционально близким со своим ребенком, сопереживайте ему. Почувствовав, что вы понимаете и принимаете его, ребенок сам начнет делиться с вами своими сложностями и переживаниями, будет воспринимать вас прежде всего как друга, а не как «запретителя».
    Застенчивость – это особенность, характерная  для очень многих детей младшего школьного возраста. Наверное, её можно назвать самой распространённой причиной, осложняющей общение. Последствие застенчивости проявляется в следующем:
- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- застенчивость не даёт другим людям возможности оценить положительные качества человека;
- она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;
- застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Как же родителям и педагогам выбрать стиль поведения с застенчивыми детьми?
Родителям и педагогам необходимо:
- расширять круг знакомств ребёнка, создавать ситуацию благоприятного общения с незнакомыми людьми;
- не нужно чрезмерно оберегать детей от всевозможных опасностей, необходимо давать детям определённую меру свободы и открытых дейтсвий;
- нужно постоянно укреплять у ребёнка уверенность в своих силах;
- следует привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.
         Есть дети, которые  всегда нарушают правила поведения в школе. На замечания педагога реагируют еще большим непослушанием. Такие дети относятся к категории конфликтных детей.
В данном случае наблюдаются такие конфликтные реакции  в поведении, как:
реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
реакция отказа (неподчинение требованиям взрослого).
Такого ученика  в этот момент замечают все, он становится центром внимания окружающих. И ему это нравится.
Принято считать, что ведущим уровнем реакции конфликтного ребенка является непосредственное реагирование на уровне восприятия и эмоций, т.е. уровень его внутреннего мира (он видит только агрессию и угрозу от всех). Такое поведение называется экстрапунитивным (обвиняет других, ищет причину конфликта в отрицательных качествах характера или ошибках поведения другого), но себя всегда защищает (пытается оправдать свое поведение любыми  внешними факторами).
Тактика поведения у таких детей жесткая, они используют давление на одноклассников, направленное на понижение их самооценки, ведут с детьми «психологическую войну», пытаясь обидеть, оскорбить, обмануть. Такой ребёнок, как правило, не может самостоятельно справиться с трудностями, со своим внутренним напряжением. Он обижен на весь мир, у него не получается дружить с ребятами, дети не хотят видеть его в лидерах.
Сам ребенок чаще всего убежден в своей правоте, в конфликте видит только чужие недостатки, считает, что только его решение и поступки законны и допустимы. Но иногда все же может дать оценку своим действиям, признать свою ошибку, попросить прощения у ребят и взрослого.
Специалисты рекомендуют  правила общения и взаимодействия педагогов с такими детьми:
- необходимо сдерживать стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими детьми;
- следует объективно разобраться в создавшейся конфликтной ситуации;
- после конфликта необходимо обсудить с ребёнком причины возникновения конфликтной ситуации, определить неправильные действия ребёнка, которые послужили к созданию конфликтов;
- не следует обсуждать при ребёнке проблемы его поведения;
- не всегда нужно вмешиваться в ссоры детей
      И последняя категория детей – это замкнутые дети. Замкнутый ребёнок, в отличие от застенчивого, не хочет знать и не знает, как общаться. Замкнутость ребёнка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, малейшими изменениями в жизни ребёнка. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно приносят её отсутствие.
Поэтому при общении с такими детьми необходимо соблюдать следующую тактику:
- расширять круг общения вашего ребёнка, приводить его в новые места и знакомить с новыми людьми.
- подчёркивать преимущества и полезность общения, рассказывать ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с другими людьми.
- нужно стремиться самим стать для своего ребёнка примером эффективно общающегося человека.
- если, несмотря на все усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, следует обратиться за консультацией к психоневрологу, который профессионально поможет  в решении проблемы.
Чтобы избежать отрицательных последствий соперничества между детьми взрослые должны сформировать правильное отношение к детям: доказать, что любят их не за достижения и результаты. Важно показывать свою любовь, и «безусловное» принятие своих детей даже тогда, когда у них что-то не получается. Как только старшие и младшие обретут уверенность в том, что любят их и принимают вне зависимости от побед и поражений, соревнование друг с другом непременно будет слабеть, а со временем исчезнет, превратившись в крепкую дружбу.
 
Источники
http://children12.ucoz.ru/publ/psikhologicheskaja_pomoshh/vzaimodejstvie_s_bespokojnym_rebenkom/3-1-0-10
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/31/osobennosti-konfliktnogo-povedeniya-v-mladshem
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее