Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №290 Дзержинского района Волгограда»
«Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО»
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной
категории
Лисицкая Вера Андреевна
Волгоград 2017
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
•Информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства.
• Обеспечить открытость дошкольного образования;
•Создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
•Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
•Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаем следующие приоритетные задачи:
•Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
•Объединение усилий для развития и воспитания детей;
•Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития мы наметили работу в трех направлениях:
1.Работа по организации взаимодействия с семьей, ознакомление с системой новых форм работы с родителями.
2.Повышение педагогической культуры родителей.
3.Вовлечение родителей в совместную работу по обмену опытом.
Мы должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Работа с родителями в нашей группе планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы нам помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы активно используем инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, тесты, опрос на любые темы;
- консультации, консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- открытые занятия, праздники для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Определив тип семьи воспитанника, сможем найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Мы стали более инициативны, смелее. Проявляем творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
-Мы стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от нас, но уже видно, что родителям интересно. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах нашей группы.
- При добросовестном отношении к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение с родителями: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Дети чувствуют себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы даёт положительные результаты. Своей работой доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.