Адаптация учащихся 5аб классов
к условиям ОП по математике на уровне ООО
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одно из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя – предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
В 5 классе высокий уровень развития имеют три человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе.
Средний уровень – хорошая школьная мотивация наблюдается у 14 человек. Эти ребята положительно относится к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.
У 7 человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, но на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
У 6 человек познавательные мотивы сформированы крайне слабо или отсутствуют совсем, дисциплину на моих уроках не нарушают, но на уроке чаще всего в мыслях отсутствуют на уроках или пытаются заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно или вовсе не усваивают усваивают учебный материал.
Уровень сформированности ЗУН по математике в начальной школе продемонстрировала диагностическая работа
работу писали 29 человека
Успеваемость – 75,9 %
Качество – 37,9 %
Анализ диагностической работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало решение текстовых задач арифметическим способом (короче-длиннее, уже-шире), задачи на движение и задачи на бытовые жизненные ситуации (а эти задачи стоят под номером один в заданиях на ЕГЭ), задачи на нахождение периметра и площади четырехугольников.
Также выявлено, что отсутствуют навыки: деления многозначных чисел у 5 уч-ся, умножения многозначных чисел у 4 уч-ся, не знают таблицы умножения 4 чел., не умеют определять порядок вычислений в числовых выражениях.
Результаты контрольной работы за 1 четверть показали более высокий уровеь знаний, что подтверждает положительный сдвиг в адаптации пятиклассников.
работу писали 27 человек
Успеваемость –96,3 %
Качество – 48,1 %.
Анализ административной работы показал, что больше всего затруднений у ребят вызвало умножение натуральных чисел и решение текстовых задач на движение (по прежнему нет осознанного понимания скорости, времени и расстояния (5 человек).
К сожалению, период адаптации у некоторых пятиклассников длится не один месяц. (И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. д.) Для повышения мотивации, внимания я организовываю учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся (учащиеся 5 класса – это младший школьный возраст) и чаще использую на уроке дидактические игры, демонстрации (например, движение по реке, задачи по комбинаторике и т.п.). Использую загадки-логогриф, ребусы, наглядность и математические физминутки.
Оценки выставляю сразу после проверки работ, предварительно комментируя их. Оценка – фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим! (Уже не требуют предоставить возможность переписать к/р, с/р)
31.10.2018 выступление на педсовете учителя математики МитрофановойН.В.