«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Выступление на методическом объединении «Использование системно-деятельностного подхода на занятиях объединений начального технического моделирования».

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором обучающихся является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Выступление на методическом объединении

педагогов дополнительного образования станции юных техников


методист И.Л.Манвелян


Тема: «Использование системно-деятельностного подхода на занятиях объединений начального технического моделирования».


Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором обучающихся является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

В работе можно использовать различные формы учебной работы с детьми: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Интерактивные формы и методы обучения стимулируют мотивацию и интерес в области технического творчества, повышают уровень активности и самостоятельности обучающихся. Работать нужно в режиме творческого развивающего обучения. Мотивация является основным условием интерактивного обучения.

Например, на мобилизующем этапе занятия включать обучающихся в активную интеллектуальную деятельность с помощью приема «Самолётик пожеланий».

Цель: создание творческой атмосферы, позитивного настроя объединения на изучение темы.

На занятии объединений начального технического моделирования после того, как определились с темой и целями занятия, дети складывают самолетики и на их крыльях записывают свои пожелания товарищу именно по этой теме (что желает ему усвоить). Затем по команде педагога все запускают самолётики в полет и хлопают в ладоши. Когда они приземлятся - каждый подымет находящийся рядом самолетик и прочитает пожелание на его крыльях, а в конце занятия подведут итог - сбылось ли это пожелание.

Можно зачитывать пожелания вслух, а можно про себя. Можно написать конкретному человеку, написав имя и фамилию на одном крыле, а пожелания на другом. В этом случае каждый ищет самолётик, адресованный именно ему. Этот вариант более нацелен на установление контактов между детьми.

На этапе целеполагания можно использовать приём «Аквариум». Это блиц-опрос. Выбирается 3 человека (по желанию), которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг, остальные участники вокруг. Задача учащихся внешнего круга - задать по 1-2 вопроса «рыбкам» по изучаемой теме. А тем, в свою очередь, ответить на них. Группа внимательно слушает и оценивает знания «рыбок» разными способами (оценки, хлопки, на пальцах и т.д.) Метод позволяет выявить степень владения темой всех участников игры, увидеть пробелы в знаниях, наметить дальнейшую работу.

Общение в группе сверстников даёт детям то, что, в принципе, не может дать общение со взрослыми - критичность к мнениям, словам и поступкам людей, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать от чужой, уметь её отстаивать.

По исследованиям психологов, удобнее и полезнее работать четверками. В четвертке каждый ребёнок может найти наиболее выгодные условия для групповой работы и общения. В такой микро-группе лидеры менее «давят» на не очень активных, а у «тихого» ребёнка появляется возможность защититься окружением в четвертке таких же «тихих» детей. Важно и то, что четыре может непроизвольно, по ситуации, и ходе обсуждения делиться на две двойки или две пары.

Использовать можно такие варианты стихийного объединения в группы:

  1. Каждый ребёнок получает часть разрезанной открытки. Собрав части открытки, соберутся все члены одной группы.

  2. Объединение по признакам: первая буква имени, количество букв в имени, любимая пора года, месяц рождения.

  3. Например, у каждого ребёнка картинка. Нужно собраться по группам тем детям, у которых на картинках изображены предметы одной тематической группы, например: мебель, инструмент и т. д.

На этапе осознания и закрепления новых знаний обязательна индивидуальная поддержка детей, как одарённых, так и слабоуспевающих. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку педагога.

На этапе овладения новыми знаниями - ребята выполняют упражнения с комментарием и пояснением своих действий, либо в роли педагога пытаются излагать новый материал. Ребята при этом помогают друг другу и надолго запоминают новую тему.

Подводя итог выступлению, хочу вернуться к китайской мудрости и сказать, что очень важно дать ребенку сделать всё самому и тогда он поймет и запомнит надолго.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее