«Вышивка как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ»
В наш век стремительного развития техники и информационных технологий самой главной задачей общества было и остаётся воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека.
Творчество - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
Г.В.Оллпорт «Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» .
Педагоги рассматривают «способности» прежде всего, как индивидуально-психологические развития между людьми. Определение способностей должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Делая что-то своими руками, дети с ОВЗ развивают внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Что очень важно для детей с ОВЗ.
Более широким полем деятельности для развития творческих способностей является внеурочная деятельность, а именно кружковая работа. Творческие способности не развиваются стихийно, они требуют специально-организованного процесса и имеют большое значение:
1. Различные виды кружковой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся (восприятию, вниманию, памяти, мышления, воображению).
2. Различные виды работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств (радости, гордости, чувство долга, чести, ответственности).
3. Различные виды работ содействуют воспитанию коллективизма, товарищества.
4. повышает самооценку, самоуважение, достижение ощущения «я это могу» , «мое творчество интересно другим» .Развитие уверенности в своих силах.
Вышивка - является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Работа по вышиванию способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счёт крестиков, что, несомненно, развивает мышление. Вышивка учит ребёнка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, даёт первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится воспитанник.
Для реализации путей развития творческих способностей необходимо таким образом организовать кружковые занятия, чтобы учащиеся постоянно находились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определить понятия.
Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у воспитанников определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, поэтому стараюсь, прежде всего, пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что их творения приносят людям радость.