Технологическая карта урока математики
Буриева Айгуль Мубараковна, учитель начальных классов,
МАОУ «Прогимназия №64», г. Набережные Челны, РТ
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Тип урока | ОНЗ |
Тема | Вычитание однозначного числа из круглых чисел. |
Цель | 1.Изучить случаи вычитания однозначного числа из круглых чисел. 2.Развивать мыслительные операции (анализ, аналогию), память, внимание, творческие способности. |
Задачи | Планируемые результаты: Предметные: формирование умения вычитать однозначные числа из круглых чисел. Развивать умение анализировать и рассуждать. Метапредметные: Личностные: - создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, - положительное отношение к изучению математики. Регулятивные: - формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя Познавательные: развивать умения адекватно, осознанно и произвольно применять полученные знания Оборудование: доска, проектор, презентация к уроку, карточки для работы в группах, в парах. |
Оборудование | Учебник "Математика ", М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова,2 кл, , листы со схемами, проектор, презентация. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные и метапредметные) |
1.Мотивация к учебной деятельности.
| – Ребята, у нас сегодня много гостей. Мы с вами пожелаем друг другу успеха. Встаньте вокруг своего ряда, возьмитесь за руки и передайте друг другу искорку удачи.
|
Настраиваются на урок.
| Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
| -Напишите сегодняшнюю дату. 1.-На доске ряд чисел. Я буду говорить вам задания, а вы фиксируйте ответы у себя в тетрадках. 5 22 80 76 30 11 70 67 40 7 32 -Запиши однозначные числа. -Запиши числа, в которых количество единиц на 1 меньше, чем десятков. -Запиши числа, в которых количество единиц и десятков одинаковое. -Запиши 2 числа, в которых цифры одни и те же, но количество единиц и десятков разные. -Запиши числа, которые я не назвала. Замени «круглые» числа суммой двух слагаемых, одно из которых равно 10 и является вторым слагаемым. Поменяйтесь тетрадями с партнером по лицу и проверяем.
2. Найди значение выражении . Решите примеры в столбик. Объясни вычисление партнеру по плечу. 40 – 10 67 – 7 38 – 6 32 – 30 | 22 ноября. Классная работа. Работают в тетрадях. Проверяются задания по образцам и эталонам. 5 7 76 32 11 22 67 76 80 30 40 70 Ребята решают. 80=70+10 30=20+10 40=30+10 Из десятков вычитаем десятки, из единиц –единицы. | Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
3. Выход из затруднительной ситуации. Открытие нового знания.
Проверям:
| - С этим заданием вы справились хорошо. Давайте попробуем выполнить другое задание. Работаем в паре с партнером по плечу. -Реши данные выражения. Конечный результат первого является началом другого выражения. 32 + 4 = … … - 6 = … … + 28 = … … - 10 = … … + 2 = … … - 8 = … -Решили? -Давайте проверим. ( Проверка каждого значения выражения, выявление ошибок, фиксация затруднения) - Ребята, все ли примеры вы решили легко, где встретили затруднения? -Почему у вас были затруднения? – Итак, какова тема урока? -Тема урока: Вычитание однозначного числа из круглого. - Как вы выполняли вычитание? -Найдем более быстрый способ вычитания. Вспомните, как вычитают числа в пределах 100? (из единиц вычитают единицы, из десятков – десятки) Пример: 40-4= 30+10-4=30+6=36 - К какому разряду относится вычитаемое? (единицы) - Из какого числа удобнее вычитать единицы? (из единиц) - Где мы можем взять единицы? (из десятка) - Как же вычесть однозначное число из «круглого»? Кто готов поделиться открытием? - Как из круглого числа вычесть однозначное? - Попробуем написать алгоритм вычитания в строчку в группах и проверяем: 1) заменю суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) получится… 3) из 10 вычту единицы 4) прибавлю к десяткам ответ Примеры : 50-3= 70-2= 60-8=
/ \ 30 10 -Нужно из 4 десятков вычесть 4 единицы, для этого 4 десятка показали в виде трех десятков и 10 единиц и вычитываю 4 единицы. Зачеркиваю по одной единице с правой и с левой стороны. Осталось 3 десятка и 6 единиц, это число 36. Соединяю со 2 примером в правом столбике, где этот же пример записан заново, (так решаются 2 и 3 примеры) -Молодцы! Вы справились. А теперь попробуем в группах составить алгоритм вычитания однозначного числа из круглого. (выслушиваются ответы) Вывешивается алгоритм и эталон.
| Работают со слайдом
Двое учащихся работают у доски в паре, остальные дети – индивидуально на карточках.
Делают вывод, что последний пример они решить не могут. - Не умеем. Нет такого эталона. Строят понятные высказывания и аргументируют свое мнение. (выслушиваются мнения детей) Записывается на доске. На месте единиц в первом числе цифра О, а из О нельзя вычесть 4. Все ответы выслушиваются. Формулируют тему и цель урока
Находят новый способ решения Анализируют задание. Применяют полученные знания при решении примеров. Проговаривают алгоритм.
| Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания. Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Познавательные: Работают с новой информацией. Систематизируют ранее и вновь приобретённые знания. |
Первичное закрепление с проговариванием. | -Как решить в столбик? Решение в столбик.(Из 70 надо вычесть 8. У 7 десятков занимаем 1 десяток, чтобы не забыть ставлю точку над десятками. Из 10 единиц вычитаю 8, получаю 2 единицы, пишу под единицами. Осталось 6 десятков, пишу под десятками.) Первичное закрепление с проговариванием _70 50 60 80 _8 3 7 5 62 Таким образом, решаются все примеры с проговариванием алгоритма. |
| Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (по образцу).
| -А сейчас, ребята выполните задания на карточках, которые лежат на вашей карте, Выбери и реши примеры на новый вычислительный прием 20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
| (дети выполняют самостоятельно задание) | Умение работать в паре и в группах. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. |
5. Включение в систему знаний и повторение.
| -А сейчас проверим, как вы усвоили новый вычислительный прием и заодно решим задачу. У всех на партах задача. Дети читают задачу.
Учебник русского языка стоит 60 рублей, а учебник математики на 7 рублей дешевле. Сколько стоит учебник математики? -О чем говорится в задаче? -Что известно? Что русский язык стоит 60 рублей. Что нужно узнать? -Как? Как ответить на этот вопрос? -Что нам поможет? -Новый вычислительный прием. -Верно. Итак, выполните действие. -Ну что ж, молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. | Анализ задачи и запись ее решения в тетради. -Об учебниках и их стоимости. - Стоимость математики. -Из стоимости учебника русского языка вычесть 7 рублей. Дети выполняют. На доске решает ученик.
| Регулятивные УУД: -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу и в конце действия.
|
6. Рефлексия учебной деятельности
| -Чему научились на уроке? -Мы научились вычитать однозначное письмо из круглого. -Как вычесть однозначное число из круглого ? (проговаривается алгоритм нового вычислительного приема по эталону) -Ребята работали хорошо, были внимательны на уроке, правильно старались отвечать на вопросы и выполнять задания. Сообща делали выводы, вместе нашли новый вычислительный прием. Теперь возьмите алгоритм и проговорим хором. -А теперь постарайтесь оценить свою работу. Возьмите сигнальную карточки, где нарисован шарик. 1.Если вам пока еще трудно справиться с новым вычислительным приемом, то закрасьте его розовый карандашом. 2.Если вы научились, но вам еще нужна помощь учителя, закрасьте шарик желтым карандашом . 3. Если вы хорошо научились и можете научить этому товарища, то закрасьте шарик зеленым карандашом. -Покажите свои шарики. Я очень рада, что большинство ребят усвоили новый прием вычисления . Не отчаивайтесь, у кого это еще получается не совсем хорошо. На следующих уроках мы еще будем закреплять это правило. Молодцы! Все работали хорошо. Спасибо вам. Урок закончен. |
| Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли
|
7. Домашнее задание |
|
|
|
20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
| 20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
|
20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
| 20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
|
20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
| 20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
|
20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
| 20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
|
20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
| 20+5 90-40 70-9 40-5 30-7 80-6 18-3 60-4
|
Тема: «Письменный приём вычитания однозначного числа из круглого»
Цель: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел однозначные числа с использованием алгоритма.
Задачи:
-усвоить математическое действие « вычитание из круглого числа»
--Сформировать умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа однозначного числа столбиком.
-Формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Тип урока-урок формирования предметных знаний и УУД
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся-Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование- учебник, электронная презентация, раздаточный материал ( оценочные листы, индивидуальные карточки с примерами )доска, проектор.
Прогнозируемый результат:
-Познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели.алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.
-Коммуникативные учебные действия:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения, и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение.
-Регулятивные учебные действия: принимать ,планировать и реализовыватьучебную задачу.
Данный урок –это урок изучения нового материала в разделе : « Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание». Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.
Акцент на уроке делается на алгоритм письменного вычитания из круглых чисел однозначного числа. Была создана обстановка ,способствующая полноценному мышлению на уроке. Психологическая атмосфера на уроке благоприятная, доброжелательное отношение учитель-ученик, ученик-ученик. .Культура общения поддерживалась ответами и вопросами. Учитель во время урока для ребят был помощником. Кабинет на уроке работал на достижение результатов.
Высокая работоспособность учащихся на уроке поддерживалась за счёт оценочных листов, смайликов, смены видов деятельности. Класс достаточно активный, требующий постоянного контроля со стороны учителя. Поэтому предполагалась смена деятельности учащихся.
Поставленные цели и задачи на уроке достигнуты.