Биология 8 класс.
Дата: 20 апреля 2012 уч. год
Тема. Возрастные периоды жизни. (слайд №1)
Цель: продолжить развитие общечеловеческих понятий о самовоспроизведении организмов, раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.
Задачи:
Образовательная — Закрепить ранее изученный материал по вопросам оплодотворения, эмбрионального развития зародыша, рождение человека; продолжить развитие общечеловеческих понятий о самовоспроизведении организмов, а также познакомимся с необратимыми процессами жизнедеятельности (аборт); раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.
Воспитательная — воспитывать у учащихся ответственность, самостоятельность
Развивающие — продолжить формирование умений определять возрастные особенности строения организма человека; умения работать с книгой, таблицами. Развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей учащихся. (слайд №2)
Оборудование: видеофильм "Прекращение беременности", брошюры "Как изменяется мальчик", "Как изменяется девочка".
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Орг. Момент
Психологический настрой учащихся
Повторение пройденного материала
А)Географический диктант (домик – да, прочерк – нет)
В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид(да)
Оплодотворение происходит в маточной трубе(да).
Плацента образуется из зародышевых оболочек и слизистой оболочки матки (да).
Кровь зародыша смешивается с кровью матери, объединяясь в общий кровоток(нет).
Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша (нет).
Зародыш человека в своем развитии кратко повторяет исторический путь развития хордовых(да).
Все органы у зародыша формируются к 6 месяцам(нет).
Во время беременности многие железы внутренней секреции прекращают выделение гормонов(нет).
9. Беременность в норме длится 7 месяцев(нет).
В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа(да).
Беременным женщинам необходимо есть "за двоих"(нет).
Плод выходит из матки вперед головой(да).
При родах ослабляются связки, удерживающие кости таза, таз расширяется(да).
Первый крик ребенка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом(да).
(проверка , выставление баллов) (слайд №3,4,5)
Б) «Мозговой штурм»
Какие физиологические процессы свойственные человеку вы запомнили с прошедшего урока ?(ответы учащихся : оплодотворение, эмбриональное развитие , беременность, роды, материнство)(слайд № 6)
В.
Все, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля — кормилица — мать. Родина — мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено ее именем.
Материнство — священный долг женщины. Отрицать материнство — отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме.
Но к нашим словам благодарности мамам, не могут присоединиться дети, которые не родились.
В руках у меня дневник неродившегося ребенка.
Дневник нерожденного ребенка.
5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители этого еще не знают, но я уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все определено, даже то, что я буду любить цветы.
19 октября. Некоторые говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же, как маленькая крошка хлеба — все же настоящий хлеб. Моя мама есть и я есть.
23 октября. Мой рот уже открывается. Только подумайте, где-то через год я буду смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет — МАМА.
25 октября. Сегодня мое сердце начало биться совершенно само. С этих пор оно будет спокойно биться всю жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха. А через много лет оно устанет. Оно остановится, и тогда я умру.
2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день. Мои руки и ноги начинают принимать форму. Но мне придется еще долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминой руки, прежде чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу.
1 ноября. На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно — какие они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Ах, как она, наверное, счастлива! Ты счастлива, мама?
23 ноября. Мои мама и папа, наверное, думают, как меня назвать. Но они не знают, что я маленькая девочка. Я уже становлюсь такой большой.
10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие, светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у мамы?
13 декабря. Я уже немножко могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. Но чего я хочу больше всего — это увидеть свою маму. Какая ты мама?
24 декабря. Интересно, моя мама слышит тихий стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир больными. Но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: тук-тук, тук-тук. У тебя будет здо
ровая маленькая дочка!
28 декабря. Сегодня моя мама убила меня.
В конце 80 годов XX в. с помощью звуковой аппаратуры американский акушер-гинеколог Бернард Натонсон снял фильм.
Многие врачи, просмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты.(слайд №7)
4.Просмотр фильма (слайд №10)
Аборт — это прерывание беременности! Это ужасно! (слайд №9)
Ребята какие выводы вы можете сделать просмотрев , этот фильм? Ребята какие выводы вы можете сделать просмотре , этот фильм? Как вы думаете почему множество врачей после просмотра фильма , отказались производить аборты.(ответы учащихся)
Будем считать, что наш разговор достигнет своей цели, если в будущем вы, ребята, вспомните его.
5. ну а сейчас мы переходим к изучению новой темы.
Я славлю миг Нет, он не плачет,
Рождения ребенка, Он совсем не плачет.
Когда впервые Пока мы вяжем
От шлепка руки Узел на пупке —
Он вдруг зальется Он радуется жизни,
Трепетно и звонко, Но иначе,
И расцветут глаза На непонятном
Как васильки. Взрослым языке.(слайд №10)
Ребята давайте вспомним, как называется процесс от момента зарождения до смерти (онтогенез)(слайд № 11)
Онтогенез делится на два периода
1.Эмбриональное
и с момента рождения человека начинается
2 постэмбриональный период развития, который является не менее важным для дальнейшего развития и на котором мы остановимся поподробнее (слайд №12-13)
1. период новорожденности или грудной период (слайд №14)
2. раннее детство (слайд №15)
3. дошкольный период(слайд №16)
4. школьный период (слайд №17)
5. подростковый период (слайд №18)
6. Учащимся раздаются буклеты о половом созревании и гигиене половых органов (прочитать и выучить дома)
Закрепление изученного материала.
На основании полученных знаний соотнесите события, происходящие с ребенком с первыми этапами его последовательного развития.
Периоды развития | События |
1. период новорожденности или грудной 2. раннее детство 3. дошкольный период 4. школьный период 5. подростковый или юношеский период | А) большой интерес к окружающему миру Б) происходит глубокая перестройка организма В) ускоряется умственное развитие, и приобретаются новые навыки Г)большую часть суток спит Д) осваивает много двигательных навыков
|
Ответы: 1—г, 2—д, 3—а, 4—в, 5—б (слайд № 20)
Тестовые задания.
1. Молоко матери полезно, так как:
A.оно стерильно и содержит антитела
Б.содержит все необходимые для питания вещества.
В.по всем указанным причинам.
2.В каком периоде у ребенка происходит усиленный рост
А. от 1 до 3 лет
Б. от 3до 7 лет
В. От 7 до 17 лет
3.В каком возрастном периоде происходит любознательность ребенка
А. от 1 до 3 лет
Б. от 3до 7 лет
В. От 7 до 17 лет
4.Серьезный напряженный и достаточно упорный труд ребенка
А. веселье
Б. учение
В. отдых
5.Подросток — это человек в возрасте:
A.от 7—11 лет.
Б. от 11—17 лет.
B.от 16—20 лет.
6. прерывание беременности
А. беременность
Б. роды
В.аборт (слайд № 21-22)
Пока вы запишете в рабочую тетрадь незнакомые термины и дадите им определения я подведу итог ваших заданий и объявлю вам оценки за урок
Акселерация-…
Физиологическая зрелость -…
Психическая зрелость -…
Социальная зрелость -… (слайд №23)
6. подведение итогов
7. оценки
8.Домашнее задание. Изучить § 59, ответить на вопросы, выполнить задания к параграфу (слайд №24-25)