Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Дюймовочка» города Сафоново, Смоленской области
Здоровьесберегающая среда в ДОУ, как фактор обеспечения здоровья воспитанников.
Заместитель заведующего, воспитатель
Кожемякина Наталья Михайловна
г. САФОНОВО
Здоровьесберегающая среда в ДОУ, как фактор обеспечения здоровья воспитанников.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать — до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в этих понятиях.
Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ)
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме сдоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле этого слова – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и взрослых, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьяобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
В нашем детском саду работа по здоровьесбережению ведётся по нескольким направлениям:
- комплексная оценка уровня здоровья детей;
- лечебно-оздоровительные мероприятия;
- деятельность по созданию условий для здоровьесберегающего образовательного процесса;
- работа с родителями.
1. Комплексная оценка уровня здоровья детей включает в себя работу медицинского персонала, инструктора по ФИЗО, педагогов. Медицинские работники проводят комплексную оценку состояния здоровья дошкольников (физ.развитие и его гармоничность, нервно-психическое развитие, функциональное состояние организма, хронические заболевания), ведут мед.карты на каждого ребёнка. Инструктор по ФИЗО оценивает показатели физической подготовленности детей ДОУ, проводит физкультурно-оздоровительную работу (утренняя гимнастика, физ.занятия, физ.праздники, развлечения, мини-туризм). Педагоги ДОУ проводят мониторинг развития ребёнка (адаптация, наблюдение за уровнем развития и поведением дошкольников, анкетирование родителей).
2. В нашем ДОУ используются различные виды лечебно-оздоровительных мероприятий:
- закаливающие мероприятия (двигательная активность на воздухе, солнечные и воздушные ванны, ходьба по рефлексогенной дорожке);
- в рамках календаря профилактических прививок проводится вакцинация детей ДОУ;
- режим дня строится с учётом индивидуального подхода, в зависимости от возраста детей, сезона и погодных условий);
- дыхательная гимнастика (укрепляет организм, развивает дыхательную мускулатуру), пальчиковая гимнастика (повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм);
- полоскание зева;
- фитотерапия в зимний период (лук, чеснок).
3. Решению проблем здоровья детей способствует создание предметно-пространственной среды для проявления ребёнком своих возрастающих возможностей.
Материально-техническая база нашего ДОУ включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский кабинет, оформленный в соответствии с гигиеническими требованиями логопедический кабинет, в групповых комнатах оборудованы уголки двигательной активности, на территории детского сада есть бассейн, спортивная площадка с необходимым оборудованием.
4. Работа с родителями в нашем детском саду проходила по теме
«Гармонизация детско-родительских отношений посредством физической культуры». Прошли такие мероприятия, как спортивный праздник «Богатырские состязания», неделя посвящённая «Малым олимпийским играм», летний праздник совместно с родителями «Здоровье, Спорт, Семья!»
В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй наше дошкольное учреждение надеется приобщить дошкольников к культуре здоровья.