«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Воспитательный аспект на уроках математики и физики"

В работе обобщен Педагогический опыт по теме " Моё видение вопроса о воспитательном аспекте урока" на предметах :физика, математика.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы»

(Территориальное структурное подразделение в Чебулинском районе, ФКУ КП-2,

ГУФСИН России по Кемеровской области)










(Из опыта работы)







Подготовила: учитель

математики, физики

Дубинина Г.А.













Кемерово, 2021




Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются.

Эразм Роттердамский

Мы живем в удивительное время, когда жизнь требует от человека мобилизации всех его сил: нравственных, физических, духовных, интеллектуальных, чтобы он мог адаптироваться в новых условиях и не просто выжил, а победил – прежде всего, себя, а потом и обстоятельства. Поэтому современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у обучающихся собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Я не соглашусь с мнением, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны. Сегодня надо рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Остановлюсь на одном аспекте проблемы: воспитательные возможности уроков математики и физики. Часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные вопросы. При одном и том же содержании учебного материала урок может производить разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель.

Говоря о воспитательном аспекте урока, надо обратить внимание на особенность учеников моей школы – это учащиеся – осужденные, где воспитательное воздействие - одно из основных средств исправления. Важнейшей особенностью школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. Это отвечает и современным требованиям ФГОСов, где  важной задачей является, прежде всего, воспитание человека, а не его знаниевое натаскивание по предметам. Работа учителя в таких условиях, направлена  на формирование  ценностных  установок ученика, на изменение его взглядов на жизненные ценности.

Использование воспитательных моментов урока является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осуждённых в целях их исправления. Формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, учебному труду, бережному отношению к собственности, нормам, правилам и традициям человеческого общения. Воспитательные моменты направлены на развитие полезной инициативы осуждённых, повышение общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.

Урок – ключевой момент воспитания.


Уверена, что воспитывающий потенциал любого урока, не зависимо от того, какие ученики перед нами, может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, профессионализм учителя.


Стиль общения.


Из всех стилей педагогического общения на своих уроках с обучающимися я придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Коротко охарактеризовать этот стиль можно так: понимать ученика, принимать его таким, каков он есть, помогать ему. Достижения обучающегося сравниваю не с успехами других, более сильных, учеников, а со своими собственными. При этом обучающийся познает радость своего собственного успеха. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Слабым, для начала, предлагаю легкое задание, чтобы они познали радость успеха, поверили в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.

Считаю самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, являются те, когда учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Это захватывает всех учеников; они сообща ищут решение того или иного вопроса, занимают активную позицию, создающую настрой коллективного поиска. Учителю не нужно опасаться сделать ошибку. Ведь на ошибках мы учимся.

Необходимо учить ценить время. Самому учителю надо начинать всё вовремя, проводить работу на время; не ждать, пока раскачаются все учащиеся. Иногда я ставлю оценку за каждый этап урока; за подготовку к уроку, за фронтальный опрос или устный счёт, за самостоятельную работу, за письменную работу, за участие в изучении нового. Такой приём развивает внимание, собранность, даёт возможность оценить себя в коллективе.

Для каждого учителя должно стать аксиомой, что никакими сверхсовременными методами нельзя достичь цели, если не научить ученика работать настойчиво и увлечённо.



Дидактической структуры урока

Повседневное обучение – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания.

Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ученика и педагога одновременно. Об этом так говорил Е. Ильин : «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке». Приведу пример модели урока естественно-математических наук с эффективной реализацией воспитательного аспекта.

Оргмомент (мотивация)



(мотивация)






1

мотивация на успех

(мы вместеи и помогаем друг другу)



воспитание интереса к учению



воспитание к процессу познания



.


2.



Вхождение в тему урока .

Постановка целей и задач.





Обозначается круг вопросов, которые требуют актуализации

Умственное воспитание

Воспитание уверенности в своих силах

Самостоятельное формулирование цели урока




3.


Поисково-исследовательский этап урока



Воспитание культуры общения

( работа в группах)

Воспитание творческого мышления

Воспитание критического мышления




4

Трансляционно-оформительский

.



Аргументация своего выбора

Воспитание умения слушать

Воспитание умения оформления работы, аккуратность







Подведение итогов, самооценивание



Представление своей работы. Воспитание культуры речи

Воспитание оценочных умений: самооценивание, взаимооценивание.

Анализ и синтез.








Огромную роль в реализации воспитывающего потенциала моих уроков играет грамотное и уместное использование в школьной практике различных педагогических технологий, форм и методов обучения. Приведу примеры


Начало урока это важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. У каждого учителя существуют свои способы и приемы. 

Я часто говорю, что в вопросе, изучаемой темы всегда есть подсказка, её только надо увидеть. Записывая тему урока, предлагаю вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик. В результате решается сразу несколько педагогических задач:

Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.

В–третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.

В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера, ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при такой формулировке темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

Урок можно начать с упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание. Создание проблемной ситуации использую и на уроках физики.

Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока раздаю каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предлагаю с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. 

У урока физики свои возможности. Пример. Начало урока… Записываем сегодняшнее число. 30.01.2018. И сообщаю, в этот день в 1894 году – получен патент на отбойный молоток. Документ на важное изобретение получил Чарльз Кинг, многие шахтеры, добытчики полезных ископаемых благодарные ему и по сей день. Или, в 1930 году в этот день – советские ученые запустили радиозонд, устройство, позволяющее проводить исследования атмосферы, а в 1872 году – родился изобретатель ранцевого парашюта, подаривший надежду на спасение пассажирам и пилотам, Глеб Котельников, 1923 году – кинорежиссер, снявший множество культовых комедий, Леонид Гайдай … Конечно, эта информация учениками не запомнится или не всеми запомнится, но настроит на определенный ритм работы класса на уроке. Проверено!

Или, на доске (слайд презентации) написана тема урока: «Sirдwjаztvвifqsлhеrdнzlиjwеrg.  Wqrрtyеiшsdfеghнjlиzvmqе Nvзzmjаihg-дfdsаqwrtчis». Исключая буквы английского языка, самостоятельно определяют тему урока: «Давление. Решение задач». Самостоятельно определив тему урока, обучающиеся готовы продолжить урок с рабочим настроением.

Этап актуализации опорных знаний организовываю тоже разными способами. 
1. Работа по готовым чертежам на уроках геометрии( с использованием ИКТ), составление своей задачи по готовому рисунку, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление. 

2. Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке подобных тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет, что не маловажен для наших- учащихся. Использование на уроке такой формы работы позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Стараюсь погружать ученика в историю развития науки. Это возможно при первом знакомстве с прямоугольным треугольником, делая акцент на то, как появился прямой угол, и затем уже прямоугольный треугольник. Предлагаю ученикам найти в окружающей обстановке прямые углы ( и не только при изучении этой темы, но других), задуматься как с помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса и карандаша). Проводим эксперимент, упоминая, что таким способом пользовались еще в древности. Термины, которые мы только, что использовали - имеют и другое название. «Отвес» – значит катет, «натянутая»– гипотенуза, другой катет называли основанием. Такое знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни - это есть гуманитаризация процесса обучения.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. 
Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики; ... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...». На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.

Приемы, используемые на уроках математики, я применяю и на уроках физики. Воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета, зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач. Роль учителя – мягко, незаметно регулировать процессы формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков.

В ходе урока физики можно выделить следующие воспитательные аспекты: нравственный, патриотический, эстетический, личностный, здоровьесберегающий, экологический.

Нравственное воспитание на уроке физики: формирование сознания связи с обществом,  необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества (особо значим для наших обучающихся); осознание практической значимости того или иного открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества. Воспитание уважения к ученым и их труду, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям. Один из ярких примеров, шведский изобретатель динамита и еще 355 запатентованных изобретений, Альфред Нобель. Большую часть своего состояния, нажитого и заработанного на продаже оружия и динамита, завещал на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира.  Нобель чувствовал свою вину за тот факт, что динамит использовался не только в мирных целях, для горнодобывающей   промышленности, но и в военных целях для создания оружия. Именно поэтому, одна из премий Нобелевского комитета – премия Мира - предназначается тому, кто внесёт весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договорённости.              При рассмотрении вопросов того или иного открытия считаю обязательным привести несколько интересных, поучительных фактов о личности самого ученого.

«… Мы обязательно должны знать не только, как рождались труды великих корифеев науки, но и что это были за люди, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали они, чтобы мы сегодня узнали эти законы и прочли формулы в учебниках. Как порой отказывались они от богатства, почестей, радостей жизни ради торжества истины, как умирали, до последнего дыхания утверждая её. И эти знания помогут нам лучше понять суть сделанного этими людьми, ибо работа талантливого человека неотделима от его личности» - цитата из книги «Этюды об ученых» Ярослава Голованова.              

 К примеру, К.Э.Циолковский  - знаменитый деятель науки– в девятилетнем возрасте, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни частично потерял слух. Не смотря на все трудности во время учебы в школе, достигает больших успехов, благодаря своей целеустремленности и таланту, полагаясь на самообразование. Школьный учитель математики, ученый – самоучка, Константин Эдуардович был до конца верен своей идеи возможности запуска ракетного летательного аппарата в околоземное пространство и для межпланетных путешествий. Жизненная история каждого ученого – физика, химика, математика… – это пример преданности своему делу, непоколебимой веры в успех своих идей, бескорыстного самопожертвования на благо человечества!

 2. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако поговорить о некоторых страницах истории нашей Родины можно и на уроках физики. Так, при изучении темы «Реактивное движение» акцентирую внимание учеников на достижениях ученых Циолковского, Королева в освоении космоса под девизом «Мы – первые!». При изучении ядерной физики нельзя не отметить достижения наших ученых физиков – ядерщиков под руководством И.В.Курчатова (трижды Герой Советского Союза), которые создали в 1949 году первую атомную бомбу первый ядерный реактор в СССР, что представлялось стратегически важным открытием для нашей страны в условиях того времени. Урок физики - не просто урок, на котором нужно учить законы природы, формулы, физические величины, решать задачи. Урок физики – урок, на котором пробуждается чувство уважения к своей стране, своему народу через уважение к российским и советским ученым, их открытиям, возникает чувство сопричастности к истории и традициям своей страны.

3. Эстетическое воспитание - это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. При изучении тем раздела «Звук» отмечаем многообразие, красоту, значимость звуков в мире музыки, кино. При изучении «Волновой оптики» изучаем особенности одного из красивейших явлений природы – радуги, как проявление дисперсии, открытой Ньютоном. Обращаю внимание на гармонию звуков и цветов, на наличие семи нот и семи основных цветов. «Физик, не воспринимающий поэзии и искусства, – плохой физик» - говорил Л.Д.Ландау (основоположник советской теоретической физики).  При изучении многих тем физики использую различные жанры литературного искусства: сказки, басни, пословицы, поэзию… Почему лебедь, рак и щука не смогли сдвинуть воз с места, как не старались? Равнодействующая сил этих трех тел равна 0. Первый закон Ньютона. В одной из своих баек барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. ложь или правда? По третьему закону Ньютона это невозможно, необходимо взаимодействие тел. Или другая байка про пулю, пойманную Бароном в воздухе во время полета на ядре, вполне правдоподобная, по причине относительности скоростей. При изучении раздела «Силы» использую (как  с физической, так и с эстетической стороны) пословицы.  «Скользкий, как налим», «Пеший конному не товарищ» русские пословицы, «Брошенный вверх камень на твою же голову упадет», «Учиться – что тележку в гору тащить, стоит отпустить, назад покатится» японская пословица, «Камень тяжел, когда лежит на месте, если же его покатить, он станет легким» курдская пословица и другие. Они помогают понять суть рассматриваемых вопросов.

Со старшеклассниками обсуждаем развитие культурной жизни нашей страны, цивилизации человечества благодаря электрификации, изобретениям радио, телевидения, фотографии…

Примеры ученых, увлеченные музыкой, также как и физикой. Факт увлечения А.Эйнштейна игрой на скрипке общеизвестен. Но мало кто знает, что А.Эйнштейн музицировал вместе с М. Планком и иногда давали публичные благотворительные концерты. Макс Планк также был прекрасным пианистом.

 В процессе такой учебно – воспитательной работы формируются и развиваются способность учеников к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его.

4. Во время процесса обучения, происходит формирование личности ученика, его мировоззрения, воспитание его личностных качеств. При работе на уроках стараюсь расположить обучающихся к диалоговой форме общения, чтобы у них не было боязни или комплекса задавать вопросы, возникающие из-за любознательности, или по причине непонимания. При решении спорных вопросов обучающиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, воспитывается умение уважительно относиться к оппонентам. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, выдержанность, дисциплина и такт.

5. Воспитательный аспект здоровьесбережения направлен научить организации жизни в условиях государственного учреждения средством соблюдения режимных моментов, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, научить вести себя в экстремальных ситуациях, уметь сохранять хладнокровие, самообладание, не впадать в панику, правильно действовать при различных ЧП, оказывать помощь пострадавшим. На уроках физики обязательно рассматриваются принципы действия насосов, прессов, простых инструментов, электроприборов. Отдельным вопросом оговариваем действие ЭМВ, электроприборов, современных гаджетов на здоровье современного человека, действие звуков на психологическое здоровье человека.

Примером привожу результаты эксперимента, проводимого японскими учеными, которые в течение месяца в одно и тоже время «обращались» к росткам риса в трех разных стаканах с водой, удаленных друг от друга, с разными словами. Ростку в первом стакане говорили «я люблю тебя», второму – «ты дурак», третьему – не говорили ничего, просто игнорировали. В итоге, в первом стакане росток остался цел, во втором – почернел, в третьем – заплесневел. Так и человек, чей мозг на 90% состоит из воды, реагирует на звуки вокруг себя.

Разное и отличное влияние музыки разных субкультур тоже доказано экспериментами с водой. Если небольшое количество воды на лабораторной стеклянной пластине резко заморозить в морозильной камере, предварительно дав «послушать» воде музыку, то можно наблюдать разные кристаллические решетки этих капель воды. При «прослушивании» классической музыки кристаллическая решетка замершей капли воды принимает форму правильного многоугольника с ярко выраженной симметрией. При «прослушивании» поп-музыки – симметрия кристаллической решетки начинает нарушаться, а при «прослушивании» рок-музыки – симметрия практически исчезает. При изучении электрических явлений отмечаем на уроках физики характеристики электрического тока безопасные для человека и значения, представляющие опасность здоровью и жизни человека. Рассматриваем вопросы поведения человека во время грозы при различных условиях: необходимо сомкнуть ноги, не допускать пошагового напряжения, присесть, недопустимость укрываться от молнии под деревом и т.д.

Можно пропагандировать активный здоровый образ жизни среди молодежи на примерах ученых. Так, автор постулатов квантовой физики, датский ученый Нильс Бор, у себя на Родине был известен не как физик с мировым именем и Нобелевский лауреат (1922г), а как вратарь футбольный команды Дании, на то время чемпионы мира. Бор увлекался и лыжным, и парусным видами спорта. Такой подход способствует и охране здоровья, и укреплению здоровья, и воспитанию культуры здорового образа жизни учеников.

6. Экологическое воспитание учить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение. На уроках физики мы говорим не только о присутствии физики в нашей жизни, но и влиянии деятельности человека на экологию Земли. Загрязнение атмосферы выхлопными газами и другими продуктами сгорания топлива, загрязнение водных ресурсов, электромагнитное загрязнение ведут к гибели живых организмов флоры и фауны. В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. И от того, как люди будут содействовать улучшению экологии природы, зависит будущее планеты!

Особо значима в воспитательном процессе на уроке личность самого учителя. От учителя сегодня требуется больше,  чем быть «носителем» и «транслятором»  информации. С этой задачей может справиться любой поисковик в Интернете, только задай тему вопроса. Но кто сможет заменить учителя в воспитательной работе? Поэтому для учителя важно не только и не столько научить известному определенному количеству знаний по своему предмету, сколько воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими.

Таким образом, при обучении физике возникают безграничные возможности воспитания, если физика используется как средство для приобщения учащихся к технической культуре, истории, достижениям народа не только своей страны, но и других государств. И как бы высоко не шагнул научно – технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке, как главном созидателе и творце завтрашнего дня, носителе нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.



Анализируя свою работу в школе при ИУ, я пришла к выводу, что необходимо применять такие формы общения и обучения с осужденными. которыми можно „пробить“ стену равнодушия к себе и окружающему миру. Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы вернуть обществу полноправного гражданина Отечества, отвечающего за свои слова и поступки. Что и делается ежедневно на уроках, используя воспитательный его аспект. Закончу словами Ф.М.Достоевского: «В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать».





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее