Воспитательное занятие
Составлен воспитателем Васильевой Н.А.
Пояснительная записка
Тема занятия «Энергосбережение в быту» актуальна тем, что с каждым годом на бытовые нужды расходуется всё большая доля электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. Между тем, многие месторождения в обжитых местах уже исчерпаны, а новые приходится искать и обустраивать в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Обходится всё это очень недёшево. Поэтому именно экономия становится важнейшим источником роста производства. Расчёты показали, а практика подтвердила, что каждая единица денежных средств, истраченных на мероприятия, связанные с экономией электроэнергии, даёт такой же эффект, как в два раза большая сумма, израсходованная на увеличение её производства. На фоне экономического (и энергетического) кризиса в нашей стране этот факт, как мне кажется, стоит принять во внимание.
Цель: привлечение внимания детей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Задачи:
Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
Способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии:
Вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Подготовительная работа: Воспитатель в конце занятия проводит анкетирование по теме «Энергосбережение в быту» (Приложение 1)
ХОД занятия
I. Вступительное слово воспитателя.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Экономите ли Вы и Ваша семья энергию?
(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Энергия – общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия является не только необходимым помощником в нашей жизни, но и источником серьезных, все возрастающих проблем. Энергопотребление влияет на окружающую среду. Эффективное использование энергии в промышленности и быту, ее экономия является ключом к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, стимулом для развития экономики. Как же организовать свою деятельность так, чтобы экономно расходовать энергию?
Рассмотрим некоторые способы экономии энергии в нашем доме и составим памятку по экономии энергии
II. Работа над темой «Энергосбережение в быту»
Обогрев помещений
Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. Обогревательные системы были построены, когда цены на энергию были низкими и эффективности не придавали значения. Неэффективность теплосетей часто приводит к нехватке топлива, экономические или технические проблемы затрудняют поддержание комфортной температуры.
В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла. Наша проблема в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда ушло тепло?
Воспитатель: Ребята, так что же можно сделать для экономии энергии? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Воспитатель: Молодцы! Тогда давайте сформулируем с вами правила, по которым можно сохранять тепло в помещении. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Утеплить окна для устранения сквозняков. Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест.
Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами. Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период.
Использование воды
Знаете ли вы, что через кран, из которого капает вода (10 капель в минуту), вытекает до 2000 л воды в год?
Казалось бы, экономия холодной воды — это проблема, не относящаяся к энергосбережению. На самом же деле, экономя воду, мы экономим электроэнергию, т. к. Воду на нужную высоту в вашу квартиру поднимают мощные насосы, приводимые в движение электрическими моторами. Этот расход энергии не отражается на наших электросчетчиках, но величина его весьма ощутима. Во многих странах Европы водомерные счетчики уже стали привычной деталью квартир. В первую очередь необходимо привести в порядок сантехнику и все оборудование водоснабжения. О какой экономии можно вести речь, когда зачастую вода просто течет из крана, причем круглые сутки. Для нагрева воды необходимо много энергии. В большинстве многоквартирных домов в России пользование горячей водой было почти «бесплатным», и уровень потребления стал выше, чем в других европейских странах.
Воспитатель: Ребята, так что же в данном случае можно сделать для экономии энергии? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Воспитатель: Умницы! Тогда давайте сформулируем с вами правила, по которым можно правильно использовать воду. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Горячая вода в основном используется для умывания, принятия душа и ванны, мытья посуды, пола, а также стирки. Будьте внимательны и не используйте больше горячей воды, чем необходимо для этих целей.
Часто тяжело менять привычки, но вам необходимо оценить потребление горячей воды и выяснить есть ли возможность его уменьшить. Вы можете экономить горячую воду, уменьшая либо струю воды, либо ее температуру. Не допускайте того, чтобы вода лилась понапрасну, и почините протекающие краны. При мытье большого количества посуды под струей горячей воды расходуется очень много энергии.
Не оставляйте воду включенной, пока вы чистите зубы. Для короткого душа расходуется меньше воды, чем для наполнения ванны. Но и душ может быть усовершенствован. Специальные энергосберегающие душевые насадки потребляют менее 10л/мин, предоставляя при этом комфортный душ. Возможно, вам следует измерить расход воды в вашем душе.
Электроэнергия
В промышленно развитых странах от 30 до 50% электроэнергии расходуется на электрические приборы и установки в жилых домах и сфере услуг. По оплачиваемым счетам за электроэнергию вы можете убедиться, что этот вид энергии относительно дорог. Поэтому при покупке бытовой электроники обязательно обратите внимание на потребляемую энергию, сравните различные модели и производителей и выберите наименее энергоемкую модель.
Воспитатель: Ребята, так что же можно сделать для экономии электроэнергии? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Воспитатель: Хорошо! Тогда давайте сформулируем с вами правила, по которым можно экономить электроэнергию. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Выключайте свет, когда он не нужен.
Используйте энергоэффективные лампочки. Той энергии, которую вы прежде расходовали для одной лампочки, будет достаточно для пяти новых лампочек.
Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.
Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески...
Викторина «Энергоэрудит»
1. Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:
В 1,5 раза
В 2 раза
В 5 раз.
2. Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?
0%
65%
95%.
3. Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости:
Добычи 1 кг угля
Выработки 1 литра бензина
Добычи 1 кг золота.
4. В каком году в Европе будет наложен запрет на использование ламп накаливания:
2012 год
2015 год
2020 год.
5. Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту:
Одно тарифные
Двух тарифные
Трехтарифные.
6. Назовите самый экономичный класс бытовых приборов:
«А»
«В»
«С».
7. Какой водой проще и быстрее отмыть известку с пола:
Горячей
Холодной.
8. Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна:
30%
40%
50%.
9. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:
На 20 %
На 30 %
На 40 %.
10. Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:
На 10%
На 20%
На 30%.
11. При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет:
10-15%
20-25%
25-30%.
12. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу:
10-30% электроэнергии
40-60%, электроэнергии
50-70% электроэнергии
III. Поведение итогов
Энергия повсюду вокруг нас в разных формах. Она существует с момента образования нашей Вселенной и будет существовать, пока существует Вселенная, превращаясь из одной формы в другую. Для жизни и деятельности человеку постоянно нужна энергия. Не все формы энергии одинаково пригодны для практического использования человеком в его деятельности, т. е. Обладают разным качеством.
Человеку требуется энергия в нужной форме, в нужном месте и в нужное время.
Я раздам Вам анкету, ответьте на вопросы, результаты я сообщу вам на следующем занятии.
Давайте вместе составим памятку энергосбережения (Приложение 2)
IV. Рефлексия
На доске – рисунки лампочек трех цветов: белая, желтая, красная.
Воспитатель: Если вы согласны с произнесенными словами, то подходите к лампочке белого цвета. Если вы считаете, что о энергосбережении должны думать родители, а не вы, то подходите к лампочке желтого цвета. А если вы считаете, что вообще не надо экономить энергию, то подходите к лампочке красного цвета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Энергосбережение в быту»
№ | Утверждения | да | нет |
1. | Мы записываем количество расходуемой нашей семьей электроэнергии |
|
|
2. | Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее |
|
|
3. | Наш холодильник стоит в прохладной комнате |
|
|
4. | Мы не ставим мебель перед батареями отопления и обогревателями |
|
|
5. | Мы всегда на зиму утепляем входную дверь, вешаем плотные «зимние» шторы |
|
|
6. | Мы начали использовать энергосберегающие лампочки |
|
|
7. | Мы часто размораживаем холодильник |
|
|
8. | Когда мы пользуемся стиральной машиной, мы полностью загружаем ее |
|
|
9. | Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) |
|
|
10. | Мы проветриваем помещения быстро и эффективно: всего несколько минут за один раз |
|
|
11. | Мы зашториваем окна на ночь |
|
|
12. | Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим |
|
|
13. | Мы чаще принимаем душ, чем ванну |
|
|
14. | Мы чиним вещи, вместо того чтобы заменить их новыми |
|
|
15. | Мы пользуемся регулятором поступления тепла(на батареях и пр.), когда на улице теплеет или когда уходим из дома |
|
|
16. | Мы ходим пешком или ездим на велосипеде на небольшие расстояния (в школу, на работу, на почту и т.д.) |
|
|
17. | Мы стараемся покупать товары без лишней упаковки |
|
|
18. | Когда это возможно, мы моем посуду в тазике или раковине, а не под краном |
|
|
Баллы
От 1 до 5 баллов: Вам еще многому надо научиться, так что начинайте прямо сейчас;
от 6 до 10 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой
от 11 до 14 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным
Более 14 баллов: Кто-то в вашей семье должен стать руководителем природоохранных акций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»
1. Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение.
3. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
7. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.
8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.
9. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.
Анализ занятия
Воспитательное занятие, посвящённое «Энергосбережению в быту» проведено 16.10.2017г.
2 семья (присутствовало 8человек)
Воспитатель – Васильева Наталья Алексеевна
Цель: привлечение внимания детей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Задачи:
Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
Способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии:
Вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Уже в подготовительный период дети прониклись пониманием необходимости и значимости предстоящей деятельности. И в ходе подготовки и в ходе самого мероприятия дети проявили собранность, ответственность и дисциплинированность, чего в другой обстановке не всегда добьёшься от группы.
Работа в ходе занятия проходила содержательно, интересно и организовано.
Цель занятия была достигнута. Задачи решены.