Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия «Мир добрых дел».
Мир добрых дел.
Цели занятия: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на
планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Звучит песня «Дорогою добра». Ребята встают около своих рабочих мест и подпевают.
-О чем эта песня, ребята?
2.Актуализация знаний.
-Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!
- Скажите, что по-вашему означает слово Доброта? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Выслушиваются ответы детей.
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
- Ребята, представим ,что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, где живет доброта? (ответы детей)
Сейчас послушаем ученика, может он нам об этом расскажет? (Учение читает стихотворение наизусть)
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?
-Так, где же мы найдем доброту? (ответы детей)
- Прежде всего, в наших сердцах, делах, поступках и наших словах! Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому ДОКТОР добрых наук приглашает нас в город вежливости.
Разминка
- Растает даже ледяная глыба.От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый.Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании.На прощанье говорят …(до свидания)
- Давайте будем заботиться о своем мире, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами.
3.Построение проекта
-Давайте и мы вместе с нашим ДОКТОРОМ сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим картину.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая картина.
- Как назовем эту картину? ( «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло»).
- А каких сказочных героев мы пригласим в наш добрый мир?
Игра: «Добрый - злой».
Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
(Иван–царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси–Лебеди, Баба–Яга, Золушка, Морозко, Мальвина,)
4.Реализация построенного проекта.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? В первый столбик будем класть слова «зло», а во второй «доброта».
(Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.)
- В каком столбике больше слов? Вот видите, ребята, как можно победить зло.
Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
5.Закрепление.
- Определите, добро или зло произошло в одном из рассказов В. Сухомлинского.
Чтение рассказа учителем:
«Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка.
- Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Зоя подошла к акации и сломала одну колючку, затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?»
- А чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.»
- Как вы оцениваете поступок Зои?
- Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?
- Как бы вы поступили в таком случае?
- Какие добрые дела может сделать человек? Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен. Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек!
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
-Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? А где нам пригодятся эти знания? Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? Я хочу вам подарить солнышко. Это солнышко – доброта. Она нужна и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще прекрасней. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово! Давайте поблагодарим друг друга за прекрасный урок! Дети встают и говорят «БЛАГОДАРИМ!».
Список литературы
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя» ( А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.): под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Приложение
Задания к урокам доброты ( 1 класс)
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение.
Доброжелательный человека всегда __ . Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим. Назови сказку. Назови добрых героев. Назови недобрых, Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка». Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал. Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________ Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра • сочувствовать • сопереживать • воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай
маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своѐ красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Внеурочная деятельность Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.)* (Слова); – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др. (Слова); – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. (Слова и Дела); – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями (Слова); – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Дела); – туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм (Дела). Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Посильное участие в оказании помощи другим людям: – подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; – строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся; – решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конф
Чебоксары
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд;
- слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение;
-комплекса занятий во внеурочное время.
В нашей школе во внеурочной деятельности используется программа по духовно- нравственному воспитанию «Час нравственности».
Цель программы «Час нравственности»: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Задачи программы:
Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нём.
Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.
Пробудить самостоятельное логическое мышление.
Развить общую культуру ребенка.
Основные способы и формы работы с детьми.
Среди форм, используемых в рамках курса используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.
Ожидаемые результаты.
На занятиях данной программы, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.
Младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.
В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации
Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
К концу IV класса - это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п
Тема
Примечания
1.
Я и мой окружающий мир.
2.
Правила поведения на уроке и на перемене.
3.
Правила поведения в общественных местах.
4.
Правила поведения в столовой.
5.
Правила поведения во время прогулки.
6.
Познание себя.
7.
Что такое «добро и зло».
8.
Мир добрых дел.
9.
«Ежели вы вежливы».
10.
Ты и твои друзья.
11.
Помни о других – ты не один на свете.
12.
Стремление и желание.
13.
Счастье.
14.
Ценность жизни.
15.
Что такое хорошо и что такое плохо.
16.
Характер.
17.
Я и моя тень.
18.
Люди среди людей.
19.
Коллектив.
20.
Уважение и терпимость.
21.
Справедливость.
22.
Самоуважение.
23.
Совесть.
24.
«Ученье-свет, а неученье-тьма».
25.
Как быть прилежным и старательным.
26.
Наш труд в классе.
27.
Мой труд каждый день дома.
28.
Культура внешнего вида.
29.
Каждой вещи своё место.
30.
Умейте ценить своё и чужое время.
31.
Как вести себя на улице и дома.
32.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
33.
Чему нас научили уроки нравственности?
2 класс
№ п/п
Тема
Примечания
1.
Что такое дисциплина в школе?
2.
Правила поведения в библиотеке. Люби книгу.
3.
Твой класс, твоя школа: соблюдение чистоты и порядка.
4.
Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь).
5.
Правило обязательности: дал слово – держи его.
6.
Как ты разговариваешь с товарищами?
7.
Доброжелательность в общении.
8.
Ты и поступки окружающих.
9.
Нравственные устои русского народа.
10.
Народные праздники.
11.
Честность.
12.
Самообман.
13.
Привязанность. Преданность.
14.
Дружба и привязанность.
15.
Прощение.
16.
Ответственность и свобода.
17.
Эгоизм.
18.
Душа.
19.
Грубость.
20.
Невыдержанность.
21.
Внимание: конфликт!
22.
Герой.
23.
Смелость. Мужество. Храбрость.
24.
Воля.
25.
Правило «Учусь всё делать сам».
26.
Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
27.
Что значит быть бережливым.
28.
Что такое гигиена?
29.
Почему встречают по одёжке.
30.
Убранство народного костюма.
31.
Правила поведения в кино, театре, музее.
32.
Меня пригласили на день рождения.
33.
Земля – наш общий дом.
34.
Как наши предки берегли природу. Народные приметы.
35.
Обобщение: представление о нравственных качествах.
3 класс
№ п/п
Тема
Примечания
1.
Привычки и поступки.
2.
Взаимопомощь в учёбе и труде.
3.
Береги школьное имущество.
4.
В какие игры и как мы играем.
5.
Книжкина мастерская.
6.
Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа).
7.
Точность: береги своё время и время других.
8.
Твоя речь: слово лечит, слово ранит.
9.
Твои друзья и ты.
10.
Коллективизм.
11.
Что такое справедливость?
12.
Герои русских былин.
13.
Поступок. Преступление. Наказание.
14.
Воровство.
15.
Жадность и щедрость.
16.
Богатство.
17.
В мире вещей.
18.
Мой гардероб и уход за ним. Будничная и праздничная одежда.
19.
Одежда Древней Руси. Элементы народного костюма.
20.
Рукоделие. Плетение
21.
Мода.
22.
Быть собой.
23.
Настроение.
24.
Честь и достоинство.
25.
Жестокость и сочувствие.
26.
Организованность в труде.
27.
Кем хочу быть? Почему?
28.
«Все работы хороши…»
29.
Трудолюбие в культуре.
30.
Чьим трудом славен наш город?
31.
У меня зазвонил телефон.
32.
Правила поведения в гостях.
33.
Я пишу письмо. Почему письмо – зеркало души?
34.
Мы – чебоксарцы. Поведение на улицах нашего города.
35.
Обобщение: представление о нравственных качествах.
4 класс
№ п/п
Тема
Примечания
1.
Доброжелательность: мой учитель, мои товарищи.
2.
Заботливость: забота о младших.
3.
Правила самоконтроля: от оценки, самооценки к самоконтролю.
4.
Главные правила вежливости.
5.
Игра «Путешествие по городу вежливости».
6.
Какой я? Самооценка.
7.
Нравственная позиция в оценке поведения окружающих.
8.
Как общались наши предки?
9.
Что значит быть трудолюбивым?
10.
Правила культуры труда: физического и умственного.
11.
Герои труда (патриотизм).
12.
Труд – основа жизни.
13.
Обида. Месть. Зависть.
14.
От конфликта к войне.
15.
Я – патриот своей страны.
16.
Предательство. Порядочность.
17.
Чувство времени.
18.
Личность.
19.
Идеал.
20.
Этический кодекс класса.
21.
Семья.
22.
Семейные традиции.
23.
Правила: «так надо», «так нельзя».
24.
Народные праздники.
25.
Непослушание.
26.
Одиночество.
27.
Тактичность. Деликатность.
28.
Благородство.
29.
Остроумие.
30.
Мечта.
31.
Моё место в жизни.
32.
Внешний вид и вежливость.
33.
Праздничные и деловые костюмы. Стиль.
34.
Праздники: приглашение, подарки, поведение.
35.
Обобщение: представление о нравственных качествах.
Мы, учителя МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Уразгильдина И.Н. и Якимова О.П., работаем в 1-ых классах данной школы. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи.Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия «Мир добрых дел».
Мир добрых дел.
Цели занятия: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло», воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей, формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на
планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
Звучит песня «Дорогою добра». Ребята встают около своих рабочих мест и подпевают.
-О чем эта песня, ребята?
2.Актуализация знаний.
-Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!
- Скажите, что по-вашему означает слово Доброта? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Выслушиваются ответы детей.
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
- Ребята, представим ,что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, где живет доброта? (ответы детей)
Сейчас послушаем ученика, может он нам об этом расскажет? (Учение читает стихотворение наизусть)
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?
-Так, где же мы найдем доброту? (ответы детей)
- Прежде всего, в наших сердцах, делах, поступках и наших словах! Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому ДОКТОР добрых наук приглашает нас в город вежливости.
Разминка
- Растает даже ледяная глыба.От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый.Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании.На прощанье говорят …(до свидания)
- Давайте будем заботиться о своем мире, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами.
3.Построение проекта
-Давайте и мы вместе с нашим ДОКТОРОМ сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим картину.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая картина.
- Как назовем эту картину? ( «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло»).
- А каких сказочных героев мы пригласим в наш добрый мир?
Игра: «Добрый - злой».
Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
(Иван–царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси–Лебеди, Баба–Яга, Золушка, Морозко, Мальвина,)
4.Реализация построенного проекта.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле все-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать слова, которые на доске? В первый столбик будем класть слова «зло», а во второй «доброта».
(Зависть, жадность, вежливость, ласковый, война, ложь, мир, грубость, правда, красота, радость, счастье, взаимопонимание и т.д.)
- В каком столбике больше слов? Вот видите, ребята, как можно победить зло.
Так и в жизни: капелька добра, сливаясь, превращается в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
5.Закрепление.
- Определите, добро или зло произошло в одном из рассказов В. Сухомлинского.
Чтение рассказа учителем:
«Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка.
- Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Зоя подошла к акации и сломала одну колючку, затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?»
- А чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.»
- Как вы оцениваете поступок Зои?
- Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?
- Как бы вы поступили в таком случае?
- Какие добрые дела может сделать человек? Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен. Если вы научитесь дарить добро - вы богатый человек!
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
-Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня? А где нам пригодятся эти знания? Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? Я хочу вам подарить солнышко. Это солнышко – доброта. Она нужна и вам, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще прекрасней. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово! Давайте поблагодарим друг друга за прекрасный урок! Дети встают и говорят «БЛАГОДАРИМ!».
Список литературы
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя» ( А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.): под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Приложение
Задания к урокам доброты ( 1 класс)
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение.
Доброжелательный человека всегда __ . Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим. Назови сказку. Назови добрых героев. Назови недобрых, Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка». Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал. Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________ Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра • сочувствовать • сопереживать • воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай
маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своѐ красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Листать вверх Листать вниз
Получить код
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ (0.04 МБ)
НРАВИТСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДДЕРЖИ АВТОРА!
ЕЩЁ ДОКУМЕНТЫ ИЗ КАТЕГОРИИ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:
Конспект внеклассного занятия в начальной школе "КВН ПО МАТЕМАТИКЕ" 1 класс
Конспект внеклассного занятия в начальной школе "Путешествие в страну Цифиркино" 1-2 класс
Сценарий внеклассного занятия в начальной школе "Что? Где? Когда?" 2-3 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Спортивная викторина «Знай наших!»" 1 класс
Конспект по Опытно-экспериментальной деятельности в 5 классе Тема: «Царица – водица»
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Праздник вежливости и доброты" 1-4 класс
Конспект внеклассного занятия в начальной школе "Осенний калейдоскоп"
Правообладателям
О нас
Обратная связь
© 2014-2018 Хостинг документов. Все права защищены.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Листать вверх Листать вниз
Получить код
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ (0.04 МБ)
НРАВИТСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДДЕРЖИ АВТОРА!
ЕЩЁ ДОКУМЕНТЫ ИЗ КАТЕГОРИИ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:
Конспект внеклассного занятия в начальной школе "КВН ПО МАТЕМАТИКЕ" 1 класс
Конспект внеклассного занятия в начальной школе "Путешествие в страну Цифиркино" 1-2 класс
Сценарий внеклассного занятия в начальной школе "Что? Где? Когда?" 2-3 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Спортивная викторина «Знай наших!»" 1 класс
Конспект по Опытно-экспериментальной деятельности в 5 классе Тема: «Царица – водица»
Внеклассное мероприятие в начальной школе "Праздник вежливости и доброты" 1-4 класс
Конспект внеклассного занятия в начальной школе "Осенний калейдоскоп"
Правообладателям
О нас
Обратная связь
© 2014-2018 Хостинг документов. Все права защищены.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТ