Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом.
Желтоножская О. Г., Воспитатель высшей категорииМАДОУ №304
г. Ростов-на-Дону, 2023 г.
Термин «аутизм» введен в психиатрию Е. Блейлер (1911, 1922). Автор назвал аутизмом отрыв от реальности с наличием внутренней жизни, особого мира грез и фантазий при шизофрении.
В настоящее время ранний детский аутизм (РДА) относят к особым нарушениям психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни.
К основным принципам воспитания и обучения детей дошкольного возраста с РДА относятся следующие: принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие.
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов: решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3- детей.
Эффективность психокоррекционного процесса дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Учителем-дефектологом проводится коррекционная работа в трех направлениях:
1) психолого-педагогическое развитие: ознакомление с окружающим миром (провидится 2 раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации), ознакомление с художественной литературой (проводится один раз в неделю, в год 32образовательные ситуации), развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные ситуации), развитие элементарных математических представлений (проводится два раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации).
2) развитие двигательной активности: общая и мелкая моторика (проводится каждый день, компоненты включаются в психолого-педагогическую работу).
3) сенсорное развитие. Коррекционо-развивающие и ознакомительные занятия происходят во всех режимных моментах (кроме сна): на занятиях с педагогами, на прогулке, во время игры, в свободной деятельности, во время приема пищи.
Расписание составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю не превышает установленных норм. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические иинтегрированные занятия.
Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Список использованных источников:
1. Аутичный ребенок: проблемы в быту/ под.ред.С. А. Морозова. - М.,1998
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967
3. Каган В. Е. Аутизм у детей. – Л., 1981
4. Лурия А.Р. Проблемы в нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1956. Т.2
5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: ООО Изд-во «Речь», 2001.
7. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
8. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
9.Специальная педагогика: учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.; Издательский центр «Академия», 2000.