Администрация Тяжинского муниципального района Кемеровской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Итатская коррекционная школа-интернат»
Белова О.В.
«Как избежать конфликтов»
час общения
Автор-составитель: О.В. Белова, социальный педагог МКОУ Итатской коррекционной общеобразовательной школы-интерната.
Представленное занятие является одним из цикла коррекционно-развивающих, воспитательных занятий, направленных на формирование социально-нравственных навыков. Адресовано воспитателям, классным руководителям, педагогам – организаторам. Рассчитано на детей среднего и старшего возраста.
Пояснительная записка.
Каждый человек занимает в обществе определённое место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его общение и оценку окружающих оказывают моральные и нравственные нормы современного общества. В общении старших детей доминирующим становится социальный мотив, который связан с желанием установить контакты со взрослыми и сверстниками, с желанием самоутвердиться. Для детей с нарушением интеллекта обучение навыкам общения представляет ещё большую значимость, чем для детей с сохранным интеллектом, Оно представляет значимость для старшеклассников, которые учатся строить отношения с окружающими их людьми. Беседа посвящена методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В ходе классного часа анализируются понятия « конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов.
Цели: - разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов; - способствовать формированию позитивного отношения к людям; - побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Оформление: эпиграф на доске: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
Предполагаемый результат.
В ходе занятия учащиеся должны усвоить понятие «конфликт». В результате занятия дети знакомятся с правилами предотвращения конфликта, у них будут сформированы представления о конструктивных способах разрешения конфликта, которые помогут им в нашем сложном современном мире находить выход из проблемных ситуаций. Результатом является и то, что дети учатся проявлять уважительное отношение к собеседнику, принимать и в некоторых случаях соглашаться с мнением другого. Внеклассное мероприятие направлено на развитие связной устной речи, познавательной активности и психических процессов учащихся. Занятие построено таким образом, что дети имеют возможность общаться, рассуждать, высказывать своё мнение.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось?
(Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)
Педагог: А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят?
(Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)
Педагог: Если коллектив не может работать дружно. В этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа. В человеческих отношениях присутствует одни интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены. (Высвечиваются на экране) Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности-46 % опрошенных - выдержки, уравновешенности – 30 % - целеустремленности, силы воли – 30% - терпимости – 12 % - доброжелательности- 10 % а вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности – 50% опрошенных - честности, порядочности – 30% - взаимопонимания, сочувствия – 22% - терпимости – 16% - щедрости – 12 %
Педагог: Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в другом направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов? Во – первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во- вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта? Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить , чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение- основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.
И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях. Ситуации:
Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается. )
2 . Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права Настя?
3 . Тебя обозвали. Твоя реакция?
А) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за « хорошие» слова).
Б) Отблагодарю тем же (обзову).
В) Пожалуюсь старшим .
Педагог: Предлагаю послушать вам восточную притчу и определить, кто спровоцировал конфликт.
Притча.
Один молодой воин пришёл к мудрецу и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чём разница между раем и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебе просто убить!» - закричал он и достал из ножен свой меч. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть рай»- заметил старик.
- Кто спровоцировал конфликт? - Для чего? - Кто предотвратил конфликт? - Что для себя выбрал молодой воин? (Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации)
Педагог: В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.
1 . Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… ( Высказывания детей. )
2 . Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…( Высказывания детей. )
3 . Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными . Вы говорите… (Высказывания детей.)
4. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям…(Высказывания детей). Педагог: Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов-умений делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
Игра «Комплимент».
Вызываются 2 ученика мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.
Педагог: В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость- неотъемлемое качество общения. Давайте поиграем в «Речевой этикет». Играют две команды (группы).
Игра «Речевой этикет».
Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро» , « Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)
Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать…», «Не могли бы вы мне…», «Скажите, пожалуйста…», « Разрешите попросить вас…», Не могли бы вы…», «Будьте добры…».
Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представит вам…», «Разрешите познакомить вас…», « Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», « Позвольте познакомиться».) 4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».) 5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Вам будет хорошо», «Успокойтесь».) 6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».) 7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», « Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)
Педагог: Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как и правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника- и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов. Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся два подруги.
Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора. -Ой, привет, ты где это так подстриглась? - А что, тебе не нравится? - Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка. -Ты на себя в зеркало посмотри!.. Воспитатель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора. - Тебе просто не идет эта стрижка. -Ты на самом деле так считаешь? - Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? - А что мне делать? - Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. - Пойдем.
Педагог: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры. Копилка добрых советов. Раздаются детям для зачитывания.
Педагог: Ребята, вот несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.
Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете?(Ответы учеников.)
Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям- так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)
Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)
Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: « Кто старое помянет, тому глаз вон». ( Ответы учеников.)
Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? ( Ответы учеников.) Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы- как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих не нее. (Е Евтушенко.) И человек, который находится рядом с тобой, отличается другой, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Игра «Давайте улыбнемся».
Педагог: А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга- внутренний и внешний- так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний- у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова вашим товарищам. Итоговое упражнение « Пожелание».
Педагог: Здесь, в комнате, для тебя свой номер, под таким же номером вы найдете свое пожелание. И помните: ничто не случайно. Это пожелание предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания.
1 . Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2 . В споре умей выслушивать собеседника до конца. 3 . Уважай чувства других людей. 4 . Любую проблему можно решить. 5 . Будь внимателен к людям, с которыми общаешься. 6. Не сердись, улыбнись. 7 . Начни свой день с улыбки. 8 . Будь уверен в себе. 9 . Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия. 10 . Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь. 11 . Будь обаятелен и добр. 12 . Извинись, если ты не прав. 13 . Не забывай выражать свою благодарность. 14 . Выполняй свои обещания. 15 . Не критикуй постоянно других.
Педагог: В заключение предлагаю вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.
Это правила Карнеги (памятка раздается ученикам.) 1. Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него. 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника. 3. Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это. 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да». 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. 7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. 8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. 9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других. 10. Взывайте к более благородным мотивам. 11. Драматизируйте свои идеи. 12. Бросайте вызов, задевайте за живое. Педагог: Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске) : « Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».
Приложение
КАК ИЗБЕЖАТЬ
КОНФЛИКТОВ ?
«С ТОБОЙ КАШИ НЕ
СВАРИШЬ»
КОНФЛИКТ – ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЕ
В СЕБЕ:
-уверенность, решительность,
уравновешенность, выдержка,
терпимость, сила воли,
целеустремленность, доброжелательность
В ДРУГИХ:
- доброта, человечность,
честность, порядочность, взаимопонимание, сочувствие, терпимость, щедрость
КОПИЛКА ДОБРЫХ СОВЕТОВ:
Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям – так и они к вам.
Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
Не обижайтесь
«Но отходя ко сну, спроси себя
Кого и чем порадовал ты за день.»