Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхнеобливская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано с Утверждено
заседании МО учителей педсоветом директором школы
начальных классов ________________ _________________
протокол №_______ протокол №________ В.А.Елисеевой
руководитель МО________ председатель педсовета_______ М.П.
Внеурочная деятельность
Спортивно-оздоровительное направление
Программа кружка «Подвижные игры»
1 класс
(в соответствии с ФГОС)
2017 -2018 учебный год
Срок реализации 4 года
Программу подготовила
учитель начальных классов
Ляушневич Т. Н.
пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- программы. Г.А. Ворониной
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .
-Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 20112учебный год;
-Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 2012 учебный год;
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В 1 классе ведётся 1 час в неделю, всего 33 часа.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание программы
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Медведь спит, «Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе:
Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;
Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Тематическое планирование 1 класс
дата |
№ | тема
| развитие и формирование качеств у учащихся | игры | оборудование |
| 1 | Мир движений. | формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья | «Игра белок», «Разведчики», « Щенок» | кубики, мелки, обручи, скакалки |
| 2 | Красивая осанка. | формирование правильной осанки и развитие навыков бега | «Хвостики». «Паровоз» | гимнастические палки, ленточки. Скакалки |
| 3 | Учись быстроте и ловкости. | развитие ловкости; воспитание чувства ритма | «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» | скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки. |
| 4 | Сила нужна каждому. | развитие силы и ловкости | «Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками» | мешочки, скакалка, коврики |
| 5 | Ловкий. Гибкий. | развитие гибкости и ловкости | «Снип –Снап», «Быстрая тройка» | гимнастические палки, скакалки |
| 6 | Весёлая скакалка. | развитие ловкости и внимания | «Медведь спит, «Весёлая скакалка» | кубики, скакалки |
| 7 | Сила нужна каждому. | развитие выносливости и силы | «Очистить свой сад от камней», | мешочки, мячи |
| 8 | Развитие быстроты. | развитие быстроты | «Командные салки», «Сокол и голуби» | мячи, скакалки |
| 9 | Кто быстрее? | развитие скоростных качеств, выносливости | «Найди нужный цвет», «Разведчики» | мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики |
| 10 | Скакалочка- выручалочка. | развитие силы | «Удочка с приседанием», | скакалки, коврики |
| 11 | Ловкая и коварная гимнастическая палка. | развитие быстроты и ловкости | «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» | гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч |
| 12 | Команда быстроногих «Гуси – лебеди». | развитие силы и ловкости | «Лиса и куры», | обручи, гимнастические палки, скакалки |
| 13 | Выбираем бег. | развитие скоростных качеств, ловкости | «Кто быстрее?», «Сумей догнать» | мяч, фишки, флажки |
| 14 | Метко в цель. | развитие меткости и координации движений | «Метко в цель», «Салки с большими мячами» | кегли, малые мячи, большие мячи |
| 15 | Путешествие по островам. | развитие меткости и координации движений | «Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте» | мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина |
| 16 | Развиваем точность движений. | развитие глазомера и точности движений | «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» | гимнастические палки, мяч |
| 17 | Горка зовёт. | развитие физических качеств выносливости и ловкости | «Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик» | ледянки |
| 18 | Зимнее солнышко. | развитие выносливости и ловкости | Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик | ледянки |
| 19 | Зимнее солнышко. | развитие выносливости и ловкости | «Кто быстрее приготовиться» | ледянки |
| 20 | Штурм высоты. | развитие выносливости и быстроты | «Штурм высоты» | флажки |
| 21 | Снежные фигуры. | развитие выносливости и ловкости | «Салки» | флажки |
| 22 | Закрепление. Игры на свежем воздухе. | развитие выносливости и ловкости | «Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся |
|
| 23 | Мы строим крепость | развитие физических качеств выносливости и ловкости | «Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся | лопатки, санки |
| 24 | Мы строим крепость | развитие физических качеств выносливости и ловкости | Игры по желанию учащихся | лопатки, санки |
| 25 | Игры на снегу | развитие выносливости и скоростных качеств | « Горелки». Игры по желанию учащихся | флажки |
| 26 | Удивительная пальчиковая гимнастика. | развитие ловкости и быстроты | «Метание в цель», «Попади в мяч» | теннисные мячики, 2 волейбольных мяча |
| 27 | Развитие скоростных качеств. | развитие скоростных качеств и меткости | «Быстро в строй», командные «колдунчики» | мячи |
| 28 | Развитие выносливости. | развитие выносливости, быстроты и реакции | «Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки» | мяч, гимнастическая палка |
| 29 | Развитие реакции. | развитие быстроты, скорости, реакции | «Пустое место», «Часовые и разведчики» | мешочки с песком |
| 30 | «Удочка». | развитие быстроты и выносливости | «Удочка», «Не урони мяч» | булавы, мяч, фишки |
| 31 | Прыжок за прыжком. | развитие быстроты, ловкости, выносливости | «Прыжок за прыжком» | флажки, эстафетная палочка |
| 32 | Мир движений и здоровья. | развитие скоростных качеств , ловкости | «Хвостики», «Падающая палка» | ленточка, гимнастическая палка. мячи |
| 33 | Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. | развитие ловкости и быстроты | «Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками» |
|
Методическое обеспечение.
1.В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.
3. Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
4. В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
5. Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО ,
2007 г.