МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОРДОННОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Т.И.СКРЫБЫКИНОЙ»
«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководителем МО Заместителем директора по Директор школы
Естественного цикла УР _______ Иванова М.А. ______Варламова С.И.
_______ Томтосова М.П. Протокол №1 от Приказ №_____ от
Протокол №1 от «31» августа 2017г. «31» августа 2017г.
«31» августа 2017г.
Программа внеурочной деятельности по психологии
«Познай себя: Психология общения»
для 8 класса
Составитель: педагог – психолог
Вензель А.В.
2017 год
Пояснительная записка
Актуальность данного психологического курса обусловлена тем, что возраст 12-14 лет является сенситивным для развития рефлексии и самопознания школьников. Их социальная дезадаптация часто связана со снижением темпов реализации интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, вплоть до блокирования значительной части их задатков и возможностей самореализации в полезной для общества деятельности. Повышение коммуникативной культуры учащихся – одно из необходимых условий социальной адаптации.
Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, которое способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Программа позволяет решать следующие задачи:
Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;
Развитие навыков конструктивного общения;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;
Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям;
Сплочение ребят, создание атмосферы взаимного доверия.
Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю).
Основными целями образовательного процесса в современной школе являются максимальное раскрытие потенциальных способностей каждого учащегося, обеспечение самореализации личности в процессе конструктивной деятельности.
Разработанная программа исходит из известных концепций о наличии у каждого человека потенциальных способностей, раскрывающихся в его социальной деятельности. Поэтому одним из основных условий самореализации каждого индивида является его социальная адаптация, которая в значительной степени зависит от уровня развития поведенческой и социальной структур интеллекта.
Развитие поведенческой структуры интеллекта характеризует способность человека правильно понимать потребности других людей, понимать их вербальные и невербальные сообщения и соответственно строить свое поведение.
Развитие социальной структуры интеллекта характеризует умение индивида конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Одна из основных задач подростков — поиск новых форм поведения и взаимодействия с окружающими. Данный процесс инициируется возрастными психофизическими изменениями учащихся, изменениями их статуса в обществе, их потребностей. Новые формы поведения подростки обычно ищут методом проб и ошибок.
Недостаток знаний о принципах и приемах конструктивного общения и взаимодействия часто приводит подростков к конфликтам с родителями, педагогами. Обострены отношения и в среде самих подростков
Программа занятий построена таким образом, что у учащихся по мере усвоения курса складывается целостное восприятие закономерностей общения и взаимодействия с окружающими. Значительная часть занятий отведена формированию у учащихся навыков вербального и невербального общения, освоению школьниками приемов конструктивного общения, навыков активного слушания, уверенному поведению в конфликтных ситуациях.
Знания и умения, приобретенные учащимися в процессе занятий, являются базой для их успешной социальной адаптации в настоящем и будущем.
Тематическое планирование программы
«Познай себя: Психология общения»
№ | Тема урока | Требования к знаниям, умениям, навыкам | Дата проведения |
1 | Введение |
|
|
2-3 | Мы – команда | Сплочение класса, повышение заинтересованности подростков в посещении занятий. |
|
4 | Наши сходства и различия | Знать понятие «психологическая информация». |
|
5 | Зачем нужна психология общения | Знать понятие «общения» как единства процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга; функции общения. |
|
6-7 | Успешность в общении | Знать факторы, определяющие успешность общения. Уметь использовать их в конкретных ситуациях. |
|
8-9 | Обратная связь | Знать виды обратной связи. Уметь организовать обратную связь в ситуации общения. |
|
10 | Непосредственное общение | Уметь психологически грамотно вести себя в различных ситуациях общения. |
|
11 | Опосредованное общение | Знать возможности и ограничения общения, опосредованного техническими средствами. Уметь дозированно пользоваться компьютером, телефоном и др. |
|
12-14 | Наша речь | Иметь представление о речи как о средстве общения между людьми; намеренные речевые искажения как средство общения. Уметь использовать паралингвистические средства общения. |
|
15-16 | Средства общения | Знать экстралингвистические средства общения. Уметь использовать движения, жесты, экстралингвистические средства общения. |
|
17-18 | Общение без слов | Уметь «расшифровывать» невербальные сигналы участников общения. Развитие навыков невербальной коммуникации. |
|
19-20 | Умение слушать и слышать | Знать понятие «активного слушания». Уметь использовать приемы активного слушания; выстраивать «Я – сообщения». |
|
21-22 | Человек и общество | Интегрирование полученных навыков вербального и невербального общения. |
|
23 | Наши эмоции и чувства | Знать определения понятий «чувства», «эмоции»; их функции. Уметь отличать чувства от эмоций. Совершенствовать умения конструктивно выражать чувства и эмоции. |
|
24 | Проявления эмоций и чувств | Уметь «расшифровывать» внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей; развивать собственную эмоциональную экспрессивность. |
|
25-26 | Конфликты и причины их возникновения | Знать определение «конфликта» в психологии. Учиться анализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. |
|
27-28 | Пути решения конфликтов | Знать стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Уметь применять разные стили поведения в конфликтах. |
|
29-32 | Манипуляции и защита от них | Знать понятие «манипуляции» в общении; основные способы психологических манипуляций и пути защиты от них. |
|
33 | Портрет нашего класса | Осознание личных успехов в повышении уровня коммуникативной культуры. |
|
34 | Подведение итогов |
|
|
Педагог-психолог ____________ Вензель А.В.