«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внеурочная деятельность по психологии "Познай себя: Психология общения" для 8 класса

внеурочная деятельность по психологии для 8 класса "Познай себя: Пихология общения"

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОРДОННОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ Т.И.СКРЫБЫКИНОЙ»



«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководителем МО Заместителем директора по Директор школы

Естественного цикла УР _______ Иванова М.А. ______Варламова С.И.

_______ Томтосова М.П. Протокол №1 от Приказ №_____ от

Протокол №1 от «31» августа 2017г. «31» августа 2017г.

«31» августа 2017г.









Программа внеурочной деятельности по психологии

«Познай себя: Психология общения»

для 8 класса











Составитель: педагог – психолог

Вензель А.В.








2017 год

Пояснительная записка


Актуальность данного психологического курса обусловлена тем, что возраст 12-14 лет является сенситивным для развития рефлексии и самопознания школьников. Их социальная дезадаптация часто связана со снижением темпов реализации интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, вплоть до блокирования значительной части их задатков и возможностей самореализации в полезной для общества деятельности. Повышение коммуникативной культуры учащихся – одно из необходимых условий социальной адаптации.

Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, которое способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Программа позволяет решать следующие задачи:

  1. Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;

  2. Развитие навыков конструктивного общения;

  3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

  4. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

  5. Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;

  6. Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям;

  7. Сплочение ребят, создание атмосферы взаимного доверия.

Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю).

Основными целями образовательного процесса в современной школе являются максимальное раскрытие потенциальных способностей каждого учащегося, обеспечение самореализации личности в процессе конструктивной деятельности.

Разработанная программа исходит из известных концепций о наличии у каждого человека потенциальных способностей, раскрывающихся в его социальной деятельности. Поэтому одним из основных условий самореализации каждого индивида является его социальная адаптация, которая в значительной степени зависит от уровня развития поведенческой и социальной структур интеллекта.

Развитие поведенческой структуры интеллекта характеризует способ­ность человека правильно понимать потребности других людей, понимать их вербальные и невербальные сообщения и соответственно строить свое поведение.

Развитие социальной структуры интеллекта характеризует умение индивида конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Одна из основных задач подростков — поиск новых форм поведения и взаимодействия с окружающими. Данный процесс инициируется возрастными психофизическими изменениями учащихся, изменениями их статуса в обществе, их потребностей. Новые формы поведения подростки обычно ищут методом проб и ошибок.

Недостаток знаний о принципах и приемах конструктивного общения и взаимодействия часто приводит подростков к конфликтам с родителями, педагогами. Обострены отношения и в среде самих подростков

Программа занятий построена таким образом, что у учащихся по мере усвоения курса складывается целостное восприятие закономерностей общения и взаимодействия с окружающими. Значительная часть занятий отведена формированию у учащихся навыков вербального и невербального общения, освоению школьниками приемов конструктивного общения, навыков активного слушания, уверенному поведению в конфликтных ситуациях.

Знания и умения, приобретенные учащимися в процессе занятий, являются базой для их успешной социальной адаптации в настоящем и будущем.


Тематическое планирование программы

«Познай себя: Психология общения»


Тема урока

Требования к знаниям, умениям, навыкам

Дата проведения

1

Введение



2-3

Мы – команда

Сплочение класса, повышение заинтересованности подростков в посещении занятий.


4

Наши сходства и различия

Знать понятие «психологическая информация».


5

Зачем нужна психология общения

Знать понятие «общения» как единства процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга; функции общения.


6-7

Успешность в общении

Знать факторы, определяющие успешность общения. Уметь использовать их в конкретных ситуациях.


8-9

Обратная связь

Знать виды обратной связи. Уметь организовать обратную связь в ситуации общения.


10

Непосредственное общение

Уметь психологически грамотно вести себя в различных ситуациях общения.


11

Опосредованное общение

Знать возможности и ограничения общения, опосредованного техническими средствами. Уметь дозированно пользоваться компьютером, телефоном и др.


12-14

Наша речь

Иметь представление о речи как о средстве общения между людьми; намеренные речевые искажения как средство общения. Уметь использовать паралингвистические средства общения.


15-16

Средства общения

Знать экстралингвистические средства общения. Уметь использовать движения, жесты, экстралингвистические средства общения.


17-18

Общение без слов

Уметь «расшифровывать» невербальные сигналы участников общения. Развитие навыков невербальной коммуникации.


19-20

Умение слушать и слышать

Знать понятие «активного слушания». Уметь использовать приемы активного слушания; выстраивать «Я – сообщения».


21-22

Человек и общество

Интегрирование полученных навыков вербального и невербального общения.


23

Наши эмоции и чувства

Знать определения понятий «чувства», «эмоции»; их функции. Уметь отличать чувства от эмоций. Совершенствовать умения конструктивно выражать чувства и эмоции.


24

Проявления эмоций и чувств

Уметь «расшифровывать» внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей; развивать собственную эмоциональную экспрессивность.


25-26

Конфликты и причины их возникновения

Знать определение «конфликта» в психологии. Учиться анализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.


27-28

Пути решения конфликтов

Знать стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Уметь применять разные стили поведения в конфликтах.


29-32

Манипуляции и защита от них

Знать понятие «манипуляции» в общении; основные способы психологических манипуляций и пути защиты от них.


33

Портрет нашего класса

Осознание личных успехов в повышении уровня коммуникативной культуры.


34

Подведение итогов





Педагог-психолог ____________ Вензель А.В.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее