«Осенний фестиваль знаний 2024»

Внеурочная деятельность "История рыцарства"

Планирование содержит основые темы по истории рыцарства. Так же присутствуют уроки исторического фехтования. Курс помогает не только познать историю рыцарства, но и почувствать себя рыцарем, изучая элементы средневекового боя.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.

В основу программы положено сочетание проблемного, цивилизационного и культурологического принципов изучения истории на основе гуманизации.

Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

- в отборе учебного материала (внимание к традициям культурного наследия, социальному поведению человека в период с V по XV века, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду);

- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);

- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур;

- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей – то, что развивает способность понимания исторических эпох;

- в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;

- в создании на уроке атмосферы сотрудничества (живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Средневековья в современной школе вообще, и ценностным системам обществ и их составляющих эпох, в частности; притягательностью образов Средневековья для учащихся, возможностью использовать примеры периода V-XV веков для формирования личности школьников.

Новизна курса: отсутствие подобного курса в практике преподавания истории.

Значимость: возможность использования курса как межпредметного – при преподавании как истории, так обществознания.

Особенность: ориентация учащихся на поисковую деятельность, проблемный подход к изучаемому материалу, работу с источниками.

Цели:

1. рассмотрение источников базисных ценностей (ядра культуры) светской знати в Западной Европе, генезис основных идеалов на протяжении V-XV вв. (образовательная);

2. формирование представлений у учащихся о смысложизненных универсальных и партикулярных ценностях; выработка личностного отношения к таким понятиям и их содержанию, как верность, доблесть, щедрость, благородство, любовь, вера (воспитательная);

3. развитие у учащихся умения планировать свою деятельность по подготовке докладов, сообщений, работать над дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них, выделять главное и систематизировать изученное, вести конспект (развивающая).

Задачи:

1. изучение некоторых элементов ценностной системы светской знати в процессе их появления, ассимиляция к изменениям, произошедшим со знатью в связи со становлением рыцарского сословия и синтеза различных составляющих ценностей системы рыцарства;

2. постановка возможно личностно значимой проблемы: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться к устоявшимся мнениям, стереотипам; понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; осознание необходимости изучать историю в её многообразии, а не только по учебнику;

3. развитие аксиологического компонента (оценочные знания) образованности (индивидуально-личностного результата образования) гимназистов и лицеистов.

Планируемый результат:

1.конечный для класса: написание учащимися рефератов, докладов и сообщений, активное участие в семинарском занятии;

2. промежуточный: составление конспектов, схем и таблиц;

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов. Предполагается, что курс будет преподаваться учащимся с достаточно высоким уровнем мотивации к изучению гуманитарных наук.

Специфика гуманитарного знания отражена в самом его названии (от лат. Humanus – «человеческий»). Главное предназначение гуманитарной мысли – понять человека, понять чужое «я» как другой субъект. Гуманитарное знание представляет собой выявление и обоснование смысла существующего, который постигается ценностью, где ценность – это то, что приобретает всеобщую общественную значимость, то, что несводимо к миру единичных явлений. Ценность есть такое всеобщее, которое выполняет роль регулятора в деятельности людей, формирует структуру личности.

Общество как объект изучения социогуманитарных наук развивается во времени и пространстве. Общественное развитие носит поливариативный характер. В результате истина в социальных науках не подлежит монополизации, в отличие от парадигмального естествознания.

Исходя из этого, построение курса представляет собой процесс изучения материала в рамках семинарско-проектной системы системы, где деятельность преподавателя сводится в основном к организации, координации и коррекции самостоятельной работы учащихся. Роль преподавателя, как источника знаний, должна быть вспомогательной.

Таким образом, планирование курса выглядит как установочное занятие, итоговый семинар и занятие – оглашение результатов проделанной учащимися работы.

Организация учебного процесса по курсу предусматривает активное участие школьников как в создании образовательного продукта, так и в коррекции и оценке этой деятельности на взаимной основе.

Система оценки достижений учащихся в зависимости от объективных условий (уровня подготовленности учащихся, качества образовательного продукта и т.д.) может быть либо рейтинговой, либо традиционной. Причём, проводится оценка различных видов деятельности учащихся, а общая оценка складывается из суммы оценок.



Литература

1.Васильев А.А. История средних веков. М.: Республика, 1992

2.Грин Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола: легенды и предания // Король Артур – приключения в разных временах. М., 1992

3.Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М.: Наука, 1987

4.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974

5.де Бетюм К. Песнь о крестовом походе//Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938

6.Деби Ж. Европа в средние века.

7.Дельбрюк Г. История военного искусства.

8.Жеан де Мен. Истинное благородство //Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938

9.Забаров М.А. Крестоносцы и их походы на Восток в 9-13вв. М., 1962

10.Забаров М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

11.Иерусалимские ассизы// Хрестоматия / Сост. Степанова В.Е., М.: Просвещение 1969

12.Кардини Ф. История Средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987

13.Комнина А. Алексиада/ перевод Любарского Я.М. – М., 1965

14.Культурология. Курс лекций./Под ред Радугина А.А. М.: Центр, 1997

15.Культурология. История мировой культуры/Под ред Марковй А.Н.2-ое издание переработанное и дополненное. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998

16.Курбатов Г.Л. История Византии.

17.Перну Р.Крестоносцы/Перевод с французского Карачинского А.Ю. и Малинина Ю.П.-Спб.: Евразия, 2001

18.Песнь о Роланде. // Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938

19.Песнь о небелунгах// Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938

20.Песнь о Сиде// Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938

21.Роббер де Клари. Завоевание Константинополя / Пер. и комм. М.А. Забарова. М., 1986

22.Скотт В. Айвенго /пер. с английского Бекетовой Е.Г. М.: Художественная литература, 1985

23.Соколов Б.В. Сто великих войн. - М.: Вече, 2001

24.Старшая Эдда// Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938

25.Сто великих битв/Под ред Мячина А.Н.М.: Вече, 1998

26.Структуры нравственного сознания. М., 1974

27.Ткач М.И., Какабидзе Н.В. Тайны рыцарских орденов. М.: Рипол классик, 2002

28.Токорев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964

29.Унстен Сигрид. Улав, сын Аудуна из Хествикена/ перевод с норвежского Брауде Л. и Беляковой Н. -М.: Правда, 1984

30.Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции 13-15вв. -М.: Высшая школа. 1989

31.Хейзенга Й. Осень Средневековья. -М.: Наука, 1987

32.Шейнман М.М. Папство. М., 1961

33.Шокарев Ю.В. История оружия. Луки и арбалеты. М.: АСТ, 2001

34.Экономическая история капиталистических стран. Экономическое развитие в эпоху феодализма/Под ред. Чунтулова В.Т. и Сарычева В.Г. - М.: Высшая Школа, 1985.


Журналы и ежегодники

1.Арнаутова Ю.Е. Колдовство и колдовские болезни в средние века.// Вопросы истории 1994, №11

2.Гуревич А.Я. Свободное крестьянство и феодальное государство в Норвегии в 10-11вв.// Средние века. 1961, №20

3.Кирпичников А.Н. Ледовое побоище 1242 (Новое осмысление) // Вопросы истории 1994, №5

4.Колесницкий Н.Ф. К вопросу о германском министериалитете 10-12 вв.// Средние века. 1961, №20

5.Рыцарские доспехи.// Я познаю мир. 2003, №16.

Список тем рефератов, творческих (исследовательских) работ

1.Рыцари и церковь: проблема взаимоотношений.

2.Первый Крестовый поход: путь к богатству и славе или религиозный подвиг?

3.Четвёртый крестовый поход: единичный случай пренебрежения идеалами или закономерность?

4.Тевтонский орден и Русь: противостояние цивилизации Запада, Востока и Европы.

5.Женщины в системе ценностей представителей светской знати 5-15 веков.

6.Произведения средневековых авторов как исторический источник по изучению ценностной системы светской знати.

7.Встреча двух цивилизаций: крестоносцы и империя ромеев.

8.Западноевропейское общество в средние времена: особенности феодальной иерархии.

9.Цивилизационные последствия варварских нашествий для Западной Европы.

10.Совершенный рыцарь. Попытка создания коллективного портрета на фоне эпохи.

11.Куртуазная любовь: идеал и стилизация отношений между мужчиной и женщиной, представителями светской знати.

12.Особенность отношения рыцарей к оружию.


В процессе изучения элективного курса учащиеся должны овладеть умениями:

определять и объяснять понятия;

уметь выделять главную мысль, идею в рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явление экономики, политики, духовной жизни;

анализировать исторические явления, процессы, факты;

обобщать и систематизировать полученную информацию;

давать на основе анализа конкретного материала научное объяснение сущности фактов и связи между ними;

определять свою точку зрения, уметь её формировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, с докладами; писать рецензии;

уметь участвовать в групповых формах работы;

определять цели в своей деятельности и уметь представить свои результаты;

уметь конспектировать;

уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.




1

2

3

5

6

7

8

п/п

Тема раздела

занятия

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД (Универсальные учебные действия)

Допол-нитель-ные знания, умения

(требо-вания повы-шен-ного уровня)

Оборудова-ние для демонстра-ций, лаборатор-ных, практичес-ких работ, использова-ние ИКТ

1.

Введение

1

Знакомство с тематикой и спецификой курса, постановка задач и определение итогового проектного продукта.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями.



2.

История возникновения рыцарства

2

Уметь ориентироваться на карте, показывать необходимые объекты, объяснять карту, используя условные обозначения, понимать их значения

Личностные: понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учебы и познания нового; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива.

Познавательные: устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.

Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Коммуникативные обмениваются мнениями.


Исторические карты, Коллекция географичес-ких карт.

URL: http://www.venedia.ru

prezentacii.com/obschestvoznanie/6509-rycari.html


3.

Вооружение первых рыцарей

3

Познакомиться с особенностями рыцарского снаряжения

Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Познавательные: устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.

Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.


http://moderncrusaders.ru/ritual-v-rycari

4.

Посвящение в рыцари

2

Представлять процедуру посвящения в рыцари, познакомиться с обрядовой стороной этого ритуала, сделать вывод о том, что эта процедура была желанной у всех молодых людей Средневековья

Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, в том числе из справочного аппарата учебника.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.


Презентация URL: http://www.nsportal.ru


5.

Рыцарские турниры

3

Понимать цели и порядок проведения турниров, определять их значение для жизни каждого рыцаря.

Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Познавательные: выявляют значение турниров в жизни каждого рыцаря

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель и алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.



6

Рыцарские обеты

2

Знать и понимать моральное значение понятия обет. Изучение исторических источников по теме, самостоятельная классификация обетов рыцарей.

Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



7

Вкалад рыцарско монашеских орденов в развитие рыцарской идеологии

3

На основе устава ордена тамплиеров, проследить взаимосвязь с общепринятыми представлениями о рыцарстве

Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Познавательные: выявляют причины появления рыцарской символики

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель и алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.



8

Символика

2

Сообщения учащихся

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



9.

Рыцарство в XII-XIV веках

2

Изучение истории рыцарства в данном периоде

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



10.

Девизы и военный клич

1

На основе полученных знаний о принципах построения девизов и кличей, придумать свой клич

Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



11.

Культ прекрасной дамы

1

Изучение исторических источников по теме, самостоятельная формулировка правил культа прекрасной дамы

Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



12

Кодекс чести рыцаря

2

Изучение исторических источников по теме, самостоятельная формулировка правил кодекса чести рыцаря

Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



13.

Изобразительные источники Средневековья о рыцарстве

2





14.

Подготовка отчетного проекта

2


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



15

Изучение техники фехтования рыцарей

3


Познавательные: учатся обращению с мечем на практике

Комуникативные: взаимодействуют с партнерами по упражнению

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель;



16

Презентация отчетного проекта.

3





17

Посещение открытой тренировки ВИК “Братина”

1






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее