Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.
В основу программы положено сочетание проблемного, цивилизационного и культурологического принципов изучения истории на основе гуманизации.
Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:
- в отборе учебного материала (внимание к традициям культурного наследия, социальному поведению человека в период с V по XV века, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду);
- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур;
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей – то, что развивает способность понимания исторических эпох;
- в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
- в создании на уроке атмосферы сотрудничества (живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Средневековья в современной школе вообще, и ценностным системам обществ и их составляющих эпох, в частности; притягательностью образов Средневековья для учащихся, возможностью использовать примеры периода V-XV веков для формирования личности школьников.
Новизна курса: отсутствие подобного курса в практике преподавания истории.
Значимость: возможность использования курса как межпредметного – при преподавании как истории, так обществознания.
Особенность: ориентация учащихся на поисковую деятельность, проблемный подход к изучаемому материалу, работу с источниками.
Цели:
1. рассмотрение источников базисных ценностей (ядра культуры) светской знати в Западной Европе, генезис основных идеалов на протяжении V-XV вв. (образовательная);
2. формирование представлений у учащихся о смысложизненных универсальных и партикулярных ценностях; выработка личностного отношения к таким понятиям и их содержанию, как верность, доблесть, щедрость, благородство, любовь, вера (воспитательная);
3. развитие у учащихся умения планировать свою деятельность по подготовке докладов, сообщений, работать над дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них, выделять главное и систематизировать изученное, вести конспект (развивающая).
Задачи:
1. изучение некоторых элементов ценностной системы светской знати в процессе их появления, ассимиляция к изменениям, произошедшим со знатью в связи со становлением рыцарского сословия и синтеза различных составляющих ценностей системы рыцарства;
2. постановка возможно личностно значимой проблемы: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться к устоявшимся мнениям, стереотипам; понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; осознание необходимости изучать историю в её многообразии, а не только по учебнику;
3. развитие аксиологического компонента (оценочные знания) образованности (индивидуально-личностного результата образования) гимназистов и лицеистов.
Планируемый результат:
1.конечный для класса: написание учащимися рефератов, докладов и сообщений, активное участие в семинарском занятии;
2. промежуточный: составление конспектов, схем и таблиц;
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов. Предполагается, что курс будет преподаваться учащимся с достаточно высоким уровнем мотивации к изучению гуманитарных наук.
Специфика гуманитарного знания отражена в самом его названии (от лат. Humanus – «человеческий»). Главное предназначение гуманитарной мысли – понять человека, понять чужое «я» как другой субъект. Гуманитарное знание представляет собой выявление и обоснование смысла существующего, который постигается ценностью, где ценность – это то, что приобретает всеобщую общественную значимость, то, что несводимо к миру единичных явлений. Ценность есть такое всеобщее, которое выполняет роль регулятора в деятельности людей, формирует структуру личности.
Общество как объект изучения социогуманитарных наук развивается во времени и пространстве. Общественное развитие носит поливариативный характер. В результате истина в социальных науках не подлежит монополизации, в отличие от парадигмального естествознания.
Исходя из этого, построение курса представляет собой процесс изучения материала в рамках семинарско-проектной системы системы, где деятельность преподавателя сводится в основном к организации, координации и коррекции самостоятельной работы учащихся. Роль преподавателя, как источника знаний, должна быть вспомогательной.
Таким образом, планирование курса выглядит как установочное занятие, итоговый семинар и занятие – оглашение результатов проделанной учащимися работы.
Организация учебного процесса по курсу предусматривает активное участие школьников как в создании образовательного продукта, так и в коррекции и оценке этой деятельности на взаимной основе.
Система оценки достижений учащихся в зависимости от объективных условий (уровня подготовленности учащихся, качества образовательного продукта и т.д.) может быть либо рейтинговой, либо традиционной. Причём, проводится оценка различных видов деятельности учащихся, а общая оценка складывается из суммы оценок.
Литература
1.Васильев А.А. История средних веков. М.: Республика, 1992
2.Грин Л. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола: легенды и предания // Король Артур – приключения в разных временах. М., 1992
3.Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М.: Наука, 1987
4.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974
5.де Бетюм К. Песнь о крестовом походе//Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938
6.Деби Ж. Европа в средние века.
7.Дельбрюк Г. История военного искусства.
8.Жеан де Мен. Истинное благородство //Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938
9.Забаров М.А. Крестоносцы и их походы на Восток в 9-13вв. М., 1962
10.Забаров М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980
11.Иерусалимские ассизы// Хрестоматия / Сост. Степанова В.Е., М.: Просвещение 1969
12.Кардини Ф. История Средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1987
13.Комнина А. Алексиада/ перевод Любарского Я.М. – М., 1965
14.Культурология. Курс лекций./Под ред Радугина А.А. М.: Центр, 1997
15.Культурология. История мировой культуры/Под ред Марковй А.Н.2-ое издание переработанное и дополненное. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998
16.Курбатов Г.Л. История Византии.
17.Перну Р.Крестоносцы/Перевод с французского Карачинского А.Ю. и Малинина Ю.П.-Спб.: Евразия, 2001
18.Песнь о Роланде. // Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938
19.Песнь о небелунгах// Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938
20.Песнь о Сиде// Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938
21.Роббер де Клари. Завоевание Константинополя / Пер. и комм. М.А. Забарова. М., 1986
22.Скотт В. Айвенго /пер. с английского Бекетовой Е.Г. М.: Художественная литература, 1985
23.Соколов Б.В. Сто великих войн. - М.: Вече, 2001
24.Старшая Эдда// Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература средних веков. (9-15 вв.)/ Сост. Шор Р.О., М., 1938
25.Сто великих битв/Под ред Мячина А.Н.М.: Вече, 1998
26.Структуры нравственного сознания. М., 1974
27.Ткач М.И., Какабидзе Н.В. Тайны рыцарских орденов. М.: Рипол классик, 2002
28.Токорев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964
29.Унстен Сигрид. Улав, сын Аудуна из Хествикена/ перевод с норвежского Брауде Л. и Беляковой Н. -М.: Правда, 1984
30.Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции 13-15вв. -М.: Высшая школа. 1989
31.Хейзенга Й. Осень Средневековья. -М.: Наука, 1987
32.Шейнман М.М. Папство. М., 1961
33.Шокарев Ю.В. История оружия. Луки и арбалеты. М.: АСТ, 2001
34.Экономическая история капиталистических стран. Экономическое развитие в эпоху феодализма/Под ред. Чунтулова В.Т. и Сарычева В.Г. - М.: Высшая Школа, 1985.
Журналы и ежегодники
1.Арнаутова Ю.Е. Колдовство и колдовские болезни в средние века.// Вопросы истории 1994, №11
2.Гуревич А.Я. Свободное крестьянство и феодальное государство в Норвегии в 10-11вв.// Средние века. 1961, №20
3.Кирпичников А.Н. Ледовое побоище 1242 (Новое осмысление) // Вопросы истории 1994, №5
4.Колесницкий Н.Ф. К вопросу о германском министериалитете 10-12 вв.// Средние века. 1961, №20
5.Рыцарские доспехи.// Я познаю мир. 2003, №16.
Список тем рефератов, творческих (исследовательских) работ
1.Рыцари и церковь: проблема взаимоотношений.
2.Первый Крестовый поход: путь к богатству и славе или религиозный подвиг?
3.Четвёртый крестовый поход: единичный случай пренебрежения идеалами или закономерность?
4.Тевтонский орден и Русь: противостояние цивилизации Запада, Востока и Европы.
5.Женщины в системе ценностей представителей светской знати 5-15 веков.
6.Произведения средневековых авторов как исторический источник по изучению ценностной системы светской знати.
7.Встреча двух цивилизаций: крестоносцы и империя ромеев.
8.Западноевропейское общество в средние времена: особенности феодальной иерархии.
9.Цивилизационные последствия варварских нашествий для Западной Европы.
10.Совершенный рыцарь. Попытка создания коллективного портрета на фоне эпохи.
11.Куртуазная любовь: идеал и стилизация отношений между мужчиной и женщиной, представителями светской знати.
12.Особенность отношения рыцарей к оружию.
В процессе изучения элективного курса учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• уметь выделять главную мысль, идею в рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явление экономики, политики, духовной жизни;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научное объяснение сущности фактов и связи между ними;
• определять свою точку зрения, уметь её формировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссиях, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, с докладами; писать рецензии;
• уметь участвовать в групповых формах работы;
• определять цели в своей деятельности и уметь представить свои результаты;
• уметь конспектировать;
• уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№ п/п | Тема раздела занятия | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | УУД (Универсальные учебные действия) | Допол-нитель-ные знания, умения (требо-вания повы-шен-ного уровня) | Оборудова-ние для демонстра-ций, лаборатор-ных, практичес-ких работ, использова-ние ИКТ |
1. | Введение | 1 | Знакомство с тематикой и спецификой курса, постановка задач и определение итогового проектного продукта. | Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников. Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями. |
|
|
2. | История возникновения рыцарства | 2 | Уметь ориентироваться на карте, показывать необходимые объекты, объяснять карту, используя условные обозначения, понимать их значения | Личностные: понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учебы и познания нового; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива. Познавательные: устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Коммуникативные обмениваются мнениями. |
| Исторические карты, Коллекция географичес-ких карт. URL: http://www.venedia.ru prezentacii.com/obschestvoznanie/6509-rycari.html
|
3. | Вооружение первых рыцарей | 3 | Познакомиться с особенностями рыцарского снаряжения | Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Познавательные: устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
| http://moderncrusaders.ru/ritual-v-rycari |
4. | Посвящение в рыцари | 2 | Представлять процедуру посвящения в рыцари, познакомиться с обрядовой стороной этого ритуала, сделать вывод о том, что эта процедура была желанной у всех молодых людей Средневековья | Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, в том числе из справочного аппарата учебника. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
| Презентация URL: http://www.nsportal.ru
|
5. | Рыцарские турниры | 3 | Понимать цели и порядок проведения турниров, определять их значение для жизни каждого рыцаря. | Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Познавательные: выявляют значение турниров в жизни каждого рыцаря Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель и алгоритм его выполнения. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. |
|
|
6 | Рыцарские обеты | 2 | Знать и понимать моральное значение понятия обет. Изучение исторических источников по теме, самостоятельная классификация обетов рыцарей. | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
7 | Вкалад рыцарско монашеских орденов в развитие рыцарской идеологии | 3 | На основе устава ордена тамплиеров, проследить взаимосвязь с общепринятыми представлениями о рыцарстве | Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Познавательные: выявляют причины появления рыцарской символики Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель и алгоритм его выполнения. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. |
|
|
8 | Символика | 2 | Сообщения учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
9. | Рыцарство в XII-XIV веках | 2 | Изучение истории рыцарства в данном периоде | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
10. | Девизы и военный клич | 1 | На основе полученных знаний о принципах построения девизов и кличей, придумать свой клич | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
11. | Культ прекрасной дамы | 1 | Изучение исторических источников по теме, самостоятельная формулировка правил культа прекрасной дамы | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
12 | Кодекс чести рыцаря | 2 | Изучение исторических источников по теме, самостоятельная формулировка правил кодекса чести рыцаря | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
13. | Изобразительные источники Средневековья о рыцарстве | 2 | |
|
|
|
14. | Подготовка отчетного проекта | 2 | | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|
|
15 | Изучение техники фехтования рыцарей | 3 | | Познавательные: учатся обращению с мечем на практике Комуникативные: взаимодействуют с партнерами по упражнению Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; |
|
|
16 | Презентация отчетного проекта. | 3 | |
|
|
|
17 | Посещение открытой тренировки ВИК “Братина” | 1 |
|
|
|
|