Внеклассное занятие по развитию слухового восприятия и технике речи «Что такое этикет?»

Конспект внеклассного мероприятия по развитию слухового восприятия и технике речи в школе для детей с нарушением слуха.

Олимпиады: Дошкольникам "Тайны волшебного леса"

Содержимое разработки

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»



















Внеклассное занятие по развитию слухового восприятия и технике речи

«Что такое этикет?»



учитель-дефектолог высшей категории

Ермакович И.Ю.



























Смоленск

2017

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цель: развивать связную речь, слуховое восприятие и внимание, обогатить словарный запас по теме «Этикет».

Задачи:

1. Знакомство с правилами этикета.

2. Развитие познавательного интереса.

3. Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся хорошим манерам; обсуждать вопрос о культуре этикета.

Оборудование: ребус, стихотворение А. Усачёва «Что такое этикет?», карточки-облачка с фразой «Правила поведения», разрезные цветочки с правилами этикета, видеозапись мультфильма «Что такое этикет?», видеофизкультминутка.

Ход занятия:


Этапы занятия

Учитель

Дети

Орг.момент

Здравствуйте, дети, гости.

Здравствуйте.

Актуализация (повторение) ранее усвоенных умений и знаний

Ребята, сегодня у нас очень интересная тема. Какая, вы узнаете, разгадав ребус.

Правильно. Значит тема занятия «Этикет».

А для того чтобы узнать, что такое этикет, мы прочитаем стихотворение.

Будем читать по-цепочке.

(дети разгадывают ребус, получается слово «Этикет»)






Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.

(каждая строка стихотворения вешается на доске)

Открытие новых знаний

А сейчас мы посмотрим мультфильм «Что такое этикет?»

(после просмотра учитель предлагает сделать вывод)

Так что такое этикет? - вам поможет задание «Составь фразу».

(просмотр мультфильма)








(Дети составляют фразу и прочитывают её «Правила поведения»)

Физкультминутка



Первичное закрепление материала

Для того, чтобы узнать что это за правила, выполните следующее задание — соберите цветочки.





(Каждый ребёнок собирает цветок и прочитывает одно из правил этикета).




Включение нового материала в систему знаний

Давайте попробуем разыграть одно из правил этикета.



(Дети разыгрывают сценку «Вежливость»)

Подведение итогов занятия

Давайте ещё раз скажем «Что такое этикет?»



(Каждый ребёнок прочитывает одно из правил этикета и вешает его на доску)

Примечание: в конце урока учитель обращает внимание на доску, на которой размещён весь речевой материал занятия. Получилась доска-газета.





























Сценка о вежливости.


Ученик: Жили – были Даша и Маша, жили они дружно. Но однажды Даша и Маша не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Даши и Маши). Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!


Маша. Я на Дашу обиделась и мириться с ней не буду! Она не вежливая. Я сказала ей: «Здравствуй!», а она не ответила.


Даша. А зачем отвечать, я тебя вчера видела.


Маша. Но я же сегодня сказала «Здравствуй».


Даша. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.


Ученик. Даша, ты хочешь, чтобы Маша заболела?


Даша. Нет, я не хочу, чтобы она болела!


Ученик. А что же ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!


Даша. Маша тоже не очень – то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»


Ученик. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!


Даша. Прости меня, Маша! Я всегда буду здороваться!


Маша. И ты прости меня, Даша! Я всегда буду вежливой!


Ученик. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.

Далее на последующих занятиях целесообразно поговорить о манерах и познакомиться с этим словом, прочесть рассказ «Вежливый кролик» и др.

    Хорошие манеры:

    - скромность;

    - внимательность.

    Дурные манеры:

    - привычка громко говорить;

    - недоброжелательность к людям;

    - сквернословие;

    - грубость;

    - неряшливость в одежде.

    Групповая работа «Хорошие манеры»:

    Каждый обучающийся готовит показ хороших манер.

    1 – манера сидеть и стоять

    2 – манера садиться и вставать

    3 – манера ходить и уступать дорогу

    4 – правила вежливости при общении с соседями и с другом

    Подведение итогов. Рефексия.

Вежливые манеры - это ...(дети прочитывают правила этике, которые у них заранее лежат на столах).

Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

• хлопать собеседника по плечу;

• размахивать руками;

• теребить одежду, крутить пуговицы;

• чесать голову и теребить себя за ухо;

• барабанить пальцами по столу;

• трогать лицо руками;

• чихать, не прикрывшись рукой или платком;

• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.








«Сказка о вежливости кролика».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. 
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!


- Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
- Расположите картинки по порядку.



Сказка про вежливые слова Константин Реннер

Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили они, не тужили, между собой дружили. Куда один пойдет, следом и второй. Только и слышно со всех сторон:
- Спасибо!
- Пожалуйста!
Однажды зимой пошли друзья с ледяной горки кататься. Спасибо первый залез на горку, скатился и кричит:
- Ух, как здорово!
И снова забирается.
А Пожалуйста стоит в стороне - боится, уж больно горка высокая. Спасибо скатился еще раз и снова кричит:
- Ух, здорово!
А кругом детвора катается, голосами звенит.
Пожалуйста завидно, тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо подбежал к нему, за руку схватил и на горку тянет.
- Не надо, не тащи меня, пожалуйста, - хнычет Пожалуйста.
Насилу затащил Спасибо своего друга. Покатились они с горки кувырком да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят, выбраться не могут. А ребятишки кругом катаются, толкают друг друга. Вежливых слов-то не видно, зато со всех сторон слышно:
- Ты что меня толкаешь? 
- А ты что мне подножку поставил?
- Сейчас как дам в ухо!
- А я тебя в живот ударю!
Уже кругом мальчишки смеяться перестали и начали драться. Лупят друг друга руками да ногами, брыкаются, синяки и шишки ставят.
Наконец вылезли из сугроба Спасибо и Пожалуйста. Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова и стали говорить:
- Спасибо, что ты мне шишку набил.
- И тебе спасибо, что синяк поставил.
- Пожалуйста!
- Пожалуйста!
И снова все стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.







Пальчиковая гимнастика

Доброе утро,здравствуй, Иван!
Доброе утро,здравствуй, Степан!
Доброе утро,здравствуй, Сергей!
Доброе утро,здравствуй, Матвей!
Доброе утро,здравствуй, Никитушка! Перекрещивают большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные 
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее