«Осенний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное мероприятие «Смиренный игумен, великий подвижник Руси – Сергий Радонежский»

Цель: Формирование духовно – нравственной культуры обучающихся и воспитанников. Познакомить с историей жизни, подвигами русского православного святого Сергия Радонежского.

Задачи:

Расширить знания и представления учащихся о жизни русского Святого – Преподобного Сергия Радонежского; Развивать речь детей и активизировать словарь: храм, келья, монах, инок, церковь, молитва, душа. Развитие у учащихся способностей к взаимодействию в процессе выполнения творческих и коллективных поисковых, познавательных заданий.

Воспитывать уважение к личности Сергия Радонежского, к его жизни и деяниям. Повышение интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое. Данное мероприятие предназначено для учащихся с ОВЗ 8 класса.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема:

«Смиренный игумен, великий подвижник Руси - Сергий Радонежский».

Цель: Формирование духовно – нравственной культуры обучающихся и воспитанников.  Познакомить с историей жизни, подвигами русского православного святого Сергия Радонежского.  

Задачи:

Расширить знания и представления учащихся о жизни русского Святого – Преподобного Сергия Радонежского; Развивать речь детей и активизировать словарь: храм, келья, монах, инок, церковь, молитва, душа. Развитие у учащихся способностей к взаимодействию в процессе выполнения творческих и коллективных поисковых, познавательных заданий.

Воспитывать уважение к личности Сергия Радонежского, к его жизни  и деяниям. Повышение интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.

Ход занятия:

1.орг. момент:

Ребята, скажите, в какой стране мира мы живём? Ответы детей. Мы живем в России. Россия – это наша Родина. Мы в наследство получили самое большое сокровище на земле – Родина наших отцов – Отечество. Отечество – это наша вера, наша история, наша культура.

Святая Русь ( читает ученик) (слайд)

Наша Русь святая – говор колокольный,

Средь боров дремучих древних келий срубы,

Радость и веселье встречи хлебосольной,

О любви заветной шепчущие губы.

Наша Русь святая - это быт былинный,

Это лад семейный, это строй свободный,

Наш язык могучий, наш уклад старинный,

Удаль и отвага пляски хороводной.

Наша Русь святая – вера и свобода,

Без конца, без края большака дорога.

Наша Русь святая – как душа народа,

Та, что ищет правду, та, что верит в Бога.

С. Бехтеев


Ребята, как вы думаете, народы других стран празднуют дни Памяти наших святых: Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Серафима Саровского?

А как вы думаете, знают ли они имена и праздники своих святых?

Празднуете ли вы православные праздники? Какие православные праздники вы знаете?

Знаете ли имена русских святых?

Как бы вы ответили на вопрос: что значит быть православным, русским?  

(слайд )Историк В.О Ключевской (1811 - 1911) о Сергии Радонежском.(из книги "Исторические портреты".)

"Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. ( слайд)

Таким человеком был Сергий Радонежский,


Воспитатель.

Каждый народ хранит и передаёт из поколения в поколение память о своих национальных героях. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник – это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники – так называют их в народе. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы будем говорить о великом подвижнике Русской земли Сергии Радонежском. К его имени прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет добавляется к имени монаха, который признан святым.

Помолимся Богу, рассказ начиная.

О дивном пустыннике речь поведём…( слайд)

Смиренного Бог не лишит благодати,

А после кончины – на Небо возьмёт.  

Там ныне о нас, православный читатель,

Святой этот молится, в Рай нас зовёт.

Священник Владимир Шамонин


Воспитатель: Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Игумен земли русской – так называют его в народе. Игумен – это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.

  Он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующими людьми. При крещении он был наречен Варфоломеем, в честь одного из апостолов. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых дней жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо. Так и вырос Варфоломей , пришло время начинать обучение грамоте. Давайте посмотрим, как это было.

Инсценировка: Действующие лица: автор, Варфоломей, родители, старец – монах.

Варфоломей:

Молитва Ангелу-Хранителю

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

И твоим благоуханьем

Чувства чёрствые смягчи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полёт мне в высоту;

Дай мне веры беспредельной

Чистоту и теплоту. (И. С. Никитин)

Автор: На седьмом году отдали Варфоломея учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днём и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения: В : « Дай же Ты мне, Господи , понять эту грамоту; научи Ты меня , Господи, просвети и вразуми!» Братья его Стефан и Петр учились хорошо, а Варфоломею не давалась грамота. Учителя наказывали его, товарищи смеялись над ним, родители уговаривали, увещевали. Варфоломей хотел учиться, но учился плохо.

Автор: Однажды, ища в поле пропавших лошадей, под дубом Варфоломей увидел незнакомого старца - черноризца, который стоял в поле на молитве и проливал слезы. Варфоломей кротко подошел и ожидал окончание молитвы.

Старец монах: "Что тебе надобно, чадо? - спросил старец.

Автор: Мальчик сквозь слёзы поведал о своём сердечном горе.

Варфоломей : "Меня отдали учиться грамоте, - сказал сквозь слёзы Варфоломей, - и больше всего желала бы душа моя научиться читать слово Божие; но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться , не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы. Я учусь, но не умею грамоте, помолись за меня Богу, отче святый, чтобы я научился грамоте".

Автор: Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры, ею благославив Варфоломея, сказал:

Старец: « Возьми, чадо, и съешь : сие даётся тебе в знамение благодати Божией и разумения Святого писания. Не смотри на то, что частица святого хлеба так мала: велика радость вкушения от неё». Старец с молитвой дал Варфоломею часть просфоры.

Старец: "Не скорби", - сказал он, - "с того дня Господь даст тебе разумение грамоте».

Автор: Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас посмотрим, какие же раньше пословицы употребляли православные люди в быту, почитаем русские пословицы о вере, Боге, молитве и постараемся их понять и запомнить.

Пословицы о православной молитве: ( слайд)

Молись, а злых дел берегись.

Грехи любезны доводят до бездны.

Бог не даст – нигде не возьмёшь.

Бога не обманешь, хоть и пораньше встанешь.

Правда груба, да Богу люба.

Коротка молитва « Отче наш», да спасает.

« Господи, помилуй!» - не грех говорить и не тяжело носить.

Не торопись, сперва Богу помолись.


Мы наглядно видим, ребёнок просит у Бога не благодати для себя, а возможности познать грамоту, чтобы читать книги.

Родители Варфоломея переехали в Радонеж. Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный (в религиозной литературе – угодник Божий, поступающий в соответствии с религиозными заповедями) юноша Варфоломей, не захотел жениться, а стремился к иноческой (желал стать монахом) жизни.

(воспитатель) ( слайд)

Он стал отшельником, монахом;

В лесу с ночным боролся страхом,

Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.

Стефан же немного лет пожил с женой, и жена его умерла. Стефан вскоре оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове. Блаженный юноша Варфоломей, пришедши к нему, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним.

Обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное – это Бог наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой, и срубили ее.

И освящена была церковь во имя святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни – во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

Варфоломей остался один. Каково ему приходилось, одному Богу известно, но он выжил. Однажды в уединённую хижину впервые за долгое время вошёл человек игумен – Митрофан, которого Варфоломей призвал для совершения пострига. В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыню священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Теперь Варфоломей стал Сергием. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, – ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.

(слайд) Сергий и медведь.

Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Преподобный, (так в христианской литературе называют подвижников, прославившихся подвигами монашества, пустынножительства, особым смирением и аскетизмом или созиданием и укреплением монастырей) видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда I придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыни у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.

Звучит аудиозапись колокольного звона – «Благовест».

Прошли века, и там, где прежде ( слайд) Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святы

Нетленно в раке почиют.

Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудной ситуации.

Обитель преподобного Сергия Радонежского — Свято-Троицкая Сергиева Лавра ( слайд)

Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Преподобного Сергия Радонежского управление монастырем не привлекало, а тяготило. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3-4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий Радонежский вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия Радонежского своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. "Прости, Владыко, — отвечал он, — я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете". Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

Звучит аудиозапись колокольного звона – «Благовест».

И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыне: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому.

Но преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря: "Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыне: голод, жажду, неудобства и бедность". Они же отвечали: "Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем". Преподобный же еще раз спросил их: "Сможете ли вы терпеть трудности жизни на месте этом: голод, и жажду, и всякие лишения?" Они же ответили: "Да, честный отче, мы хотим и сможем, если Бог поможет нам и твои молитвы поддержат нас. Только об одном молим тебя, преподобный: не удаляй нас от лица твоего и с места этого, милого нам, не прогоняй нас".

Преподобный же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился и сказал им: «Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: "Приходящего ко мне не изгоню вон"».

И построили они каждый отдельную келью и жили для Бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.

Собралось монахов не очень много, не больше двенадцати человек: среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который в числе первых пришел с верховьев Дубны; другой же монах, по имени Иаков, по прозванию Якута – был он за посыльного, его всегда посылали по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись; еще один был по имени Ани - сим, который был дьяконом, отец дьякона по имени Елисей. Когда кельи были построены и тыном ограждены, не очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же Сергий три или четыре кельи сам своими руками построил. И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от них недалеко лес, – не так, как теперь, но где кельи строящиеся были поставлены, здесь же над ними и Деревья были, осеняя их, шумели над ними. Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень.

Физ. Минутка «Храм» ( слайд)

Звучит аудиозапись колокольного звона – «Благовест».

На пригорке храм стоит

(Пальцы свести (сделать купол храма, дом)

Ну а к храму, путь закрыт

(Замок)

Мы ворота открываем

(Раскрыть замок со словами «Чик»)

В храм людей всех приглашаем

(развести руки). Пусть звонят колокола.

На службу нам идти пора. (дети осеняют себя крестным знамением)

А теперь, присядем тихо и рассказ продолжим наш.

Но, вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия, он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил.

Долго принуждала его братия стать игуменом. И он, наконец внял их мольбам.

Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, обитель святой Троицы.

И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились.

Преподобный Сергий труды свои все более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и на работу раньше всех шел, и на церковном пении; раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся.

Такой был обычай у блаженного сначала: после повечерия позднего или совсем поздним вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из   них и стремление к Богу. Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны; совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. "Претерпевший, – сказано, – до конца спасется".

Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется – негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей  ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал.

Прошло много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения князя великого Ивана начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе стороны места этого селиться, и построили села, и засеяли поля. Начали они часто посещать монастырь, принося различные нужные вещи. А была заповедь у преподобного игумена для братьев: не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо в монастыре и ждать милости от Бога.

Устанавливается в обители  общежительство (общежитийный устав существовал в ряде древних монастырей православного Востока). В соответствии с ним монахи отдавали в монастырь все свое имущество, имели общую трапезу. Общежительство было принято в первых монастырях на Руси, в частности в Киево - Печерском. Однако в 14 в. в русских монастырях распространилось «особое житье» монахов, когда каждый из них жил «особо», сохраняя имущество, отдельно питался и т.п. Сергий Радонежский ввел в основанном им Троицком монастыре общежитийный устав. Тот же устав вводился в других основанных им или его учениками монастырях).  И  распределяет  блаженный  пастырь братию по службам: одного ставит келарем, а других в поварню для печения хлеба, еще одного назначает немощным служить со всяческим прилежанием. Все это чудесный тот человек хорошо устроил. Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец. Но это рассказ о делах его, а в житии много распространяться об этом не следует. Поэтому мы здесь рассказ сократим, а к прежнему повествованию возвратимся.

Так как все это чудесный отец хорошо устроил, число учеников умножалось. И чем больше их становилось, тем больше вкладов приносили ценных; и насколько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие (т.е. любовь к странникам, паломникам, нищим, стремление привлечь их в монастырь, одарить милостыней) увеличивалось. И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся, говоря так: "Если эту мою заповедь будете хранить безропотно, воздаяние от Господа получите; и после ухода моего из жизни этой обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять по благодати Христа". Так была рука его раскрыта для нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто-нибудь оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы; суровые стоят или же снег сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он ни оставался здесь из-за такого ненастья, - все нужное в обители получал. Странники же и нищие, а из них особенно больные, многие дни жили в полном покое и пищу, сколько кому нужно было, в изобилии получали согласно наказу святого старца; и до сих пор все так сохраняется. А поскольку дороги здесь из многих мест проходили, то князья, и воеводы,  и воины бесчисленные - все получали нужную им достаточную искреннюю помощь, как из источников неисчерпаемых, и, в путь отправляясь, необходимую пищу и питье достаточное получали. Все это служащие в обители святого всем с радостью подавали в изобилии. Так люди знали в точности, где все необходимое находится в храмах, пища и питье, а где хлеб и варения, и это все умножалось из-за благодати Христа и чудесного его угодника святого Сергия.

Через всю жизнь Сергий пронёс любовь к чтению, и всегда благодарил Бога за то, что дал ему разуметь грамоту.

Стихотворение (читает воспитатель)

« Любиши ли мя?»

Теплится лампада, свет свечи весёлый,

Старый инок шепчет, голову клоня:

- Милостивый Боже, я познал глаголы:

«Симоне Ионн, любиши ли Мя?»



Молится подвижник, лик и строг, и светел.

Плач коснулся сердца, теплотой щемя.

Оскорбе же Симон, что услышал в третий:

«Симоне Ионн, любиши ли Мя?»



Плачет старый инок : « О , моя Отрадо!

Мати Пресвятая, я Тебе молю .

Дай сказать от сердца с тем, кто трижды падал:

Гоподи, Ти веси, яко Тя люблю».



Теплится лампада, свет свечи весёлый,

Старый инок шепчет , голову клоня:

- Милостивый Боже, я познал глаголы :

«Симоне Ионн, любиши ли Мя?»

Иеромонах Роман

Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. "Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить".

Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и. сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.

Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог". Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: "Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени". Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал.

Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день». Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже семьсот лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам.. . 

Открыто людям Божье Слово.  

                Окончен путь земной Святого.

                И Преподобный в вечной жизни

                О нашей молится Отчизне.

                Угодника нетленно тело –

                 Живет его святое дело.

                 Он всем нам показал дорогу,

                 Которая приводит к Богу.

Звучит аудиозапись колокольного звона – «Благовест».


В настоящее время в северо-восточной части Московской области расположен город под названием Сергиев Посад. В центре его находится ансамбль Троице-Сергиевой Лавры -  памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города.  Почитая великого молитвенника Сергия, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте.

Заключительная часть: закрепление изученного

Филворд (задания изображены на слайде)

Слова-отгадки вы найдёте и прочтёте в филворде только под прямым углом. Солнышко будет вам подсказкой, где начинается первое слово.

В

А

Р

Ф

О

М

А

Р

С

Т

К

П

К

И

Р

М

Л

Р

О

И

Я

Е

У

Р

Н

И

И

О

О

С

Т

О

В

Ф

Л

А

Д

К

Л

Н

М

Е

Й

Р

А

А

И

В

М

О

Л

А

Х

Е

Н

О

Д

Н

К

Е

И

Н

М

И

Т

ж

М

О

С

В

О

Д

Т

Р

И

Й

Р

О

И

Л

К к

А

Я

Н

Б

О

Г

Н

А

Ф

Т

В

А

И

К

И



Задания к филворду и правильные ответы ( слайд )

  1. При рождении Сергий имел имя … (Варфоломей)

  2. Маму Сергия звали… (Мария)

  3. Отца Сергия звали … (Кирилл)

  4. Сергий родился в городе … (Ростов)

  5. Старший брат Сергия… (Стефан)

  6. Кто молился перед Богом, чтобы Сергий овладел грамотой…(монах)

  7. Ученик Сергия, которому Преподобный передал настоятельскую власть в конце жизни… (Никон).

  8. Московский князь, который просил благословления на битву с татарами… (Дмитрий)

  9. Как называется эта битва … (Куликовская)

  10. Из Ростова сюда переехала семья Сергия…(Радонеж)

  11. После проведённого им обряда Варфоломей стал Сергием. Он совершил постриг Варфоломея, потом его стали звать Сергием… (Игумен Митрофан).

  12. Она помогала ему всю жизнь … (Молитва)

  13. Сергий всегда говорил , что с нами …( Бог)

  14. Подобных Сергию людей в России называют …(Праведники)

Итог занятия: Житие Сергия Радонежского не было отмечено гонениями и пытками, как апостолов и святых, живших во время упадка Римской империи. Однако, жизнь этого Преподобного человека – это тоже испытания и чудеса, и огромная вера в Спасителя.

Биография Сергия Радонежского показательна тем, что с Божьей помощью можно преодолеть практически любые трудности. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже семьсот лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской… Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Игумен земли русской – так называют его в народе. Игумен – это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.

И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам..

Наше занятие хочу закончить стихотворением Протоиерея Николая Гурьянова, оно звучит как обращение и напутствие всем нам, ныне живущим.

Светлая дорога ( слайд) читают дети и воспитатель вместе.

Жизни светлая дорога

Вьётся лентой пред тобой.

Помни, друг мой, сердцем Бога

И люби Его душой.

Будь с почтеньем прямодушен,

Перед каждым из людей:

Будь родителям послушен,

Послушанье - перл детей.

Не жалей делиться хлебом

С каждым бедным, с сиротой,

И покров Царицы Неба

Будет вечно над тобой.

Закончите предложения

  • Самым интересным для меня было…

  • Мне хотелось бы еще узнать…

  • Я хотел бы вам сказать…






















Библиография:

  1. Источник: "Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санкт- Петербург 1892"

  2. Детская энциклопедия. Подписное издание. М.; 2012

  3. Святыни православной России. Сост. Л.М. Григорьева. СПБ.: ИГ «Весь», 2012.

  4. Православие. Полная энциклопедия. Сост.Лисовский П.П. – СПБ.: ИГ «Весь», 2007.

  5. Егорушка . Детский православный календарь на 2010год. –Сост. Гиппиус А.,- СПБ.: Издательская Группа « Азбука – классика», 2009 г.

  6. Житие преподобного Сергия Радонежского с приложением акафиста, молитв и других необходимых сведений. – М.: Артос –Медиа, 2011 г.

  7. Архиепископ Никон Рождественский. Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. – М.: « Новая книга», « Ковчег», 2008 г.

  8. Интернет – ресурсы

1.http://www. svetoch - opk.ru/

2. http://pedsovet.su

3. http://istorik.ucoz.com

4.http://www.mirknig.com

9. Хрестоматия  .































Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное/коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Пролетарска





Методическая разработка внеклассного мероприятия

Направление: Основы православной культуры

Тема: «Смиренный игумен, великий подвижник Руси –

Сергий Радонежский».

Выполнила: воспитатель 8 класса

Куцева Людмила Владимировна










2 марта 2014 год


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее