«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по ОПК "Как христианство пришло на Русь"

Тема: Как христианство пришло на Русь.

Цели:

  • Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства;
  • Раскрыть духовные основы русской православной культуры как результат «встречи» человека с Богом;
  • Развивать представление о своей русской идентичности (о культурологических истоках своего народа, рода, семьи);
  • Развивать личностную рефлексию;
  • Воспитывать чувство сопричастности к Православию (к Святой Руси).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк.

Средства наглядности: Библия, Евангелие, «лента времени».

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Урок 3

Тема: Как христианство пришло на Русь.

Цели:

  • Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства;

  • Раскрыть духовные основы русской православной культуры как результат «встречи» человека с Богом;

  • Развивать представление о своей русской идентичности (о культурологических истоках своего народа, рода, семьи);

  • Развивать личностную рефлексию;

  • Воспитывать чувство сопричастности к Православию (к Святой Руси).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк.

Средства наглядности: Библия, Евангелие, «лента времени».

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

    • Для чего мы построили «ленту времени»? (обсудить)

Действительно, «лента времени» помогает нам изучить опыт своего народа. А для чего вам, детям, этот опыт? (ученики высказывают своё мнение)

Вспомните эпизод с молодым человеком в маршрутном такси.

  • Кто из вас ездит в общественном транспорте?

  • А как вы себя в нём ведёте? Уступаете ли место?

  • А что бывает человеку, который этого не делает? (Ничего)

  • Значит, вы уступаете место не из страха наказания? А почему? (обсудить)

Вывод: Так принято, так учат в школе, дома. Есть такое правило – помогать тому, кто слабее тебя.

  • У кого из вас есть бабушки и дедушки?

  • С кем они живут? Как вы и ваши родители к ним относятся?

  • Откуда в нас это: помогать слабым, опекать пожилых людей?

  • Кто придумал эти правила? Где они записаны? (Ответы детей)

Верно, это культура нашего народа, а корни нашей культуры – в религии. Мы даже не подозреваем, что живём по религиозным правилам (законам). Эти законы основаны на добре и любви, потому что они от Бога. А Бог – это любовь и добро.

  1. Работа по теме урока. Наполнение понятия «религия».

  • Как вы понимаете, что такое религия? (Ответы учеников)

Давайте обратимся к учебнику (школьники находят определение религии в учебнике, обсуждаем)

Вывод: Религия – вера в Бога. За всё время существования людей на Земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.

Рассказ учителя о крещении Руси.

Наша религия называется православное христианство. Приход этой религии к нашим предкам связан с чудом.

Больше двух тысяч лет назад на Землю к людям Бог послал своего Сына – Христа. Люди, слышавшие слово Христа, верующие в Него, стали называться христианами. Эти люди стали объединяться в сообщество, которое называется Церковь. Церковь христиан жила, росла, к ней присоединялись новые и новые люди, поколения, целые народы. Но наших предков среди них не было.

Так прошла почти 1000 лет (прослеживаем по ленте времени»). Наши предки в разных краях искали истинную веру и не знали, что у Бога есть свой план, направленный в Вечность. Бог всегда ищет людей, способных услышать Его волю. Так Его выбор пал на князя Владимира. Князь решает присоединиться к церкви и для этого совершает Таинство Крещения. А в 988 году (поставить указатель на «ленте времени») князь Владимир в Киевграде крестил Русь. «Кто не придёт на Днепр креститься, тот мне не друг», - сказал князь, и после этих слов трудно было найти человека, который бы захотел осушаться князя. С тех пор и мы, его поздние внуки, чтим иконы, ходим в храмы, крестимся и называем себя православными христианами.

Русь полюбила новую веру. Она была крещена, как ребёнок, потому наших предков учили и взращивали в вере. При князе Ярославе были открыты школы и библиотеки, появились грамотные люди, славянские книги.

Прошла ещё 1000 лет. Вокруг нас, правнуков Владимира, много храмов, нам доступны библиотеки мира, мы с детства умеем читать и писать. Но мы совершенно безграмотны в вопросах веры. Князь Владимир делал то, что чувствовало его сердце. Он не ошибся, но он ждёт, что мы, потомки, продолжим его труд.

Просмотр короткометражного фильма «Крещение Руси»

(режиссёр Мария Ховенко)

Как вы увидели, фильм о Крещении Руси князем Владимиром. Сам князь пришел к христианству не сразу, путь этот был для него очень тяжел и полон мучительных раздумий, особенно после принесения в жертву идолам его дружинника и друга Иоанна. К князю Владимиру приходили разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. После долгих раздумий и под влиянием рассказов его бабушки, княгини Ольги, которые он слышал в детстве, Владимир принимает веру греческую - Православную. Киевская Русь крещена навеки, навсегда.

  1. Итог урока. Личностная рефлексия (связь содержания урока с личным опытом ребёнка).

Ребята, во многих семьях памятной датой является крещение ребёнка. У многих из вас есть крёстные родители, то есть крёстный отец и крёстная мать. Предлагаю вам вместе с родителями просмотреть семейные архивы и найти материал, связанный с крещением детей или крещением близких: как это проходило, сохранились ли какие-нибудь свидетельства крещения, кто стал крёстными родителями.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.

 





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее