Урок 5
Бог и человек в православии.
Цели:
раскрыть особенности взаимоотношения человека и Бога;
познакомить учащихся с отдельными значимыми событиями библейской ветхозаветной истории;
развивать способности к обобщению, формировать ценностные смыслы;
воспитывать уважительное отношение к Библии, к историческому и духовному наследию человечества.
Формы и виды деятельности: беседа, слово учителя, анализ литературного материала, создание проблемной ситуации.
Основные термины и понятия: богослов, любовь.
Средства наглядности: иллюстрации к Библии – сотворение человека.
Ход урока
Организация деятельности учащихся.
Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации.
Что вам запомнилось из прошлого урока?
Были ли у первых людей папа и мама? (Обсудить. Отметить, что Господь создал Адама и Еву взрослыми. И для них Он был Отцом).
Рассмотреть иллюстрации.
Вывод. Бог – Творец – Создатель – Отец Небесный (записать на доске)
Работа по теме урока.
Человек – это творение Бога. Бог создал его по образу и подобию своему. Как вы это понимаете?
А мы бываем творцами, создателями чего-то?
А как мы относимся к нашим творениям?
А как Бог относится к главному своему творению – человеку?
Что такое любовь?
Можно ли назвать ваши отношения с родителями любовью?
Как вы понимаете, что родители вас любят? (Учат, беспокоятся, оберегают, заботятся, защищают, иногда наказывают, потому что отвечают за нас, прощают, готовы всё отдать, даже жизнь).
Бог тоже любит людей родительской любовью и тоже учите человека. Чему?
От чего Бог оберегает и защищает людей?
Каким образом Бог заботится о людях?
Когда Он прощает людей?
Что значит – любить? (Любить – значит искренне делиться радостью, теплом, заботой. Способность любить – это Божий дар. Он есть у каждого.
Работа с текстом (стр. 19)
Только что мы с вами попытались ответить на не очень простой вопрос: «Что такое любовь?» Не каждый взрослый может найти на него ответ. Но нам часто помогают слова мудрых людей, их ещё называют богословами (несущие Божье слово людям). В нашем учебнике есть их слова (Работа с текстом «Бог слышит …»)
Какую самую главную мысль посылают нам святые? (Бог есть Любовь)
Даже неверующие люди ощущают эту любовь не умом, а сердцем. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении, которое нашли в прострелянной шинели русского солдата Александра Зайцева. Он погиб в годы Великой Отечественной войны. Оно обращено к Богу. В последние часы, а может быть, минуты своей земной жизни солдат вдруг осознал бытие Божие. Вот текст этого уникального письма:
Послушай, Бог, ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя,
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого, мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой, ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!
Нашего советского солдата воспитывали с убеждением, что Бога не существует. Но на войне, перед самой смертью, он вдруг познал Бога. Бог внезапно открылся его уму и сердцу.
Вывод: Если человек ощущает Бога, то ему не страшно даже умирать.
Итог урока.
Человек не может жить без любви. А любовь – это дар Божий. Постарайтесь сохранить и развить этот дар в своей душе.
Предлагаю вам, ребята, в течение недели понаблюдать за собой: как вы проявляете свою любовь. Подготовьте об этом рассказ, можно свой рассказ сопроводить рисунками.