Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир бактерий. Значение бактерий в природе и для человека»
Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий.
Развивающие:
развивать логическое мышление ,познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный труд.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, скрайб-презентация, видео, рисунок «Бактерии в природе и жизни человека», раздаточный материал (рабочие листы, информация о бактериальных заболеваниях, разноцветные фигуры для разделения на группы).
Ход урока:
Этап 1. Приветствие:
Добрый день, разрешите представиться, Асадуллина Гульнара Салаватовна учитель биологии и я проведу у вас сегодня необычное мероприятие.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажим им « Добрый день»!
2. Актуализация знаний (4 мин)
Включается скрайб-презентация https://www.youtube.com/watch?v=01jTY9K8UWw Учитель озвучивает презентацию.
- Ребята, я предлагаю вам познакомиться с интересной информацией. Подумайте, о каких организмах идет речь.
Они окружают нас повсюду. На столе, на зеркале, экране монитора и даже на нашей коже. Они способны выживать в различных условиях: во льдах Антарктиды при температуре -83 С, в гейзерах, где вода нагрета до +85-90 С и даже в космическом вакууме. Благодаря им появились такие продукты, как кефир, йогурт и сыр. Им мы обязаны возникновением жизни на планете. Благодаря им в атмосфере нашей планеты стал появляться кислород.
- О ком же идет речь? Догадались?
- Да, действительно, это бактерии. Молодцы, ребята!
- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия, глядя на рисунок.
Д емонстрируется рисунок.
Молодцы, ребята! Тема нашего занятия «Бактерии в природе и жизни человека». Перед вами на партах лежат индивидуальные карты, которые мы будем заполнять во время занятия. Запишите тему.
Уч.ль - Какие цели мы перед собой поставим сегодня? И выдвинуть свой вердикт: пользу или вред они приносят другим существам? Можно ли на Земле обойтись без бактерий?
1.Изучить роль бактерий в природе.
2.Изучить роль бактерий в жизни человека.
3.Узнать, как можно использовать знания о бактериях в повседневной жизни
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним и поделимся информацией, что мы о них уже знаем
Самая древняя группа, живут уже 3,5 млрд лет. У них нет ядра. Их называют прокариотами.
Бактерии очень маленького размера и могут жить в горячих источниках до 100 градусов и во льдах Арктики.
Тело бактерий представлено одной клеткой и состоит из оболочки, ядерного вещества и цитоплазмы. Движутся они с помощью жгутиков и ворсинок.(
Размножаются простым делением клетки надвое. Делятся они через каждые 20-30 минут.
- Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на группы. Вам при входе выдали разноцветные фигуры. Объединяемся в группы по цвету.
- Придумайте название своей команде.
Итак, приступим к изучению новой темы. Начнем с общей информации о бактериях.
3) Изучение новой темы (25 минут)
Посмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=vnMcE4VYxrA и ответьте на вопросы в рабочих листах. Узнаем, какая группа самая внимательная и сможет найти ответы на все вопросы (6 мин) сыграем в ромашку Блума
Вопросы: Простые вопросы
1.Что такое бактерии?
2.Когда они появились на земле?
3.Что первым появилось на нашей Земле благодаря бактериям?
4.Как бороться с бактериями?
Кем и когда был открыт пенициллин?
Уточняющие вопросы
Если я правильно понял, то бактерии помогают людям получать кисломолочные продукты? Ты говоришь, что бактерии обеспечивают очищению сточных и нефтяных вод? Где особенно много бактерий?
Объясняющие вопросы
Кого называют главными обитателями Земли и почему?
Оценочные вопросы
В чем заключается опасность бактерий?
Творческие вопросы
Что произошло бы с природой, если бы не было бактерий на Земле? Возможно ли наше существование без бактерий?
Практические вопросы
Как бороться с бактериями?
Роль бактерий в природе и жизни человека?
- Молодцы, ребята! Все хорошо потрудились, а звание «Самые внимательные» получает команда ….
.Динамическая пауза
(2 мин)
Учитель напоминает о необходимости сделать динамическую паузу. Предлагает 1-2 ученикам провести тематическую физкультминутку «Где живут бактерии?»
Выполняют физические упражнения для оптимизации физической, эмоциональной, умственной активности.
Проводят ученики (каждый имеет право на свою версию). Например,
учащиеся выполняют упражнения стоя. Постепенно поднимают руки вверх - показывая «наземно-воздушную среду», движение руками вперед (как при плавании) – «водная среда», наклоны вниз – «почвенная среда», а круговые движения руками в районе живота обозначают «организменную среду обитания бактерий». Возможны и другие варианты.
- И так, все мы с вами знаем о бактериях? Или еще чего то может быть не знаем?
Ученые разделили все многообразие бактерий на несколько групп. Вот мы сейчас и познакомимся с несколькими видами бактерий, узнаем их среды обитания, питание, роль в природе и жизни человека. По мере знакомства с этими уникальными живыми организмами, будем заполнять рыбу фишбоун но не просто заполнять, а работать в группах. обсуждать проблему, высказывать свое мнение, советоваться с товарищами. Так как мы будем рассматривать 4 основных группы бактерий, вы уже у меня тоже разделены на 4 группы. Каждая группа имеет свое название. Выберите пожалуйста руководителя группы, он и будет у нас самым ответственным в команде и он будет решать, кто выйдет представлять свою группу. В течении 5-7 минут вам нужно будет охарактеризовать вашу группу, внести данные в таблицу. А для остальных, пока одна команда выступает, другие заполняют таблицу.
-У каждого из вас на столе есть листы приложения 1,приём «Фишбоун» внесите информацию о группах бактерий и их роли.
И так, приступим..
Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии | Значение | Среда обитания | |
Положительное | Отрицательное | ||
Гниения | Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы. | Портят продукты питания. | Повсеместно |
Почвенные | Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы. | - | Почва |
Молочнокислые | Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов. | Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ). | В различных органических веществах |
Болезнетворные | - | Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека. | В организмах |
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап 4. Закрепление полученных знаний.
Форма работы: индивидуальная.
Для закрепления полученных знаний , я предлагаю вам, сделать небольшой мини-проект, побыть в роли бактерий. На ваших столах вы видите белые листы бумаги, на них вы должны будите нарисовать бактерию, среду ее обитания, и практическое значение ( положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды. И соответственно, представиться.
Оцените пожалуйста выполненную вами работу.
Сформулируем выводы нашего занятия.
Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем мы теперь на него ответить?
Вывод:
Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д..
Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними).
А теперь давайте оценим вашу работу на уроке. Каждый из вас в течении урока получал оценки ,посчитайте пожалуйста средний бал и выставите итоговую.
А сейчас оценим свое настроение в конце урока. Нарисуйте смайлик у себя в карте.
Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;
Легкая улыбка – На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения;
Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).
Домашнее задание: написать правила личной гигиены, сообщение по теме «Роль Роберта Коха в открытии и изучении туберкулезной палочки».
Спасибо за урок, было очень интересно с вами работать! Урок закончен.