«Зимний фестиваль знаний 2025»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Внеклассное мероприятие по русскому языку. 7 класс.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Игра-путешествие «Фразеология вокруг нас»



Внеклассное мероприятие по русскому языку среди учащихся 5-6 классов

Цель: 1. сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

  1. формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

  2. развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи;

  3. воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности, интерес, внимание к слову.



Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».

( чтение стихотворения учащимся)

Как работает слово

Шилова П.

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».


Ариничев М.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»


Никишкина Е.

А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!


Шавкина А.

Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!


РусяеваА.

Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».



- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?

( об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь более яркой, образной и выразительной.

Сегодня вместе с нашими знатоками русского языка проверим, как мы можем ориентироваться в огромном море фразеологизмов. Признали мы их знатоками не с бухты-барахты. Участвуя в игре-путешествии «Фразеология вокруг нас», они докажут нам, что с фразе­ологизмами они уже на короткую ногу и в этом деле собаку съели, покажут нам веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.



2.Представление команд, их капитанов.

А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем попозже.

Команды

  1. «Не разлить водой» (Дружные)

  2. «Ушки на макушке» (Внимательные)

  3. «Витаем в облаках» (Мечтательные)

Итак, не откладывая дело в долгий ящик, представляю коман­дам тех, в чьих руках находится сегодня их судьба. Скажу сразу: члены жюри тоже не лыком шиты, этих и вокруг пальца не обведешь, и лапши на уши им не навешаешь, и на мякине их не проведешь! ( представление жюри)

3.Итак, начинаем игру.



1 тур «Фразеологический зверинец».

- Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю командам по очереди начало фразеологизма, вы отвечаете.

Хитёр как ( лиса)
Труслив как (заяц)
Голоден как (волк)
Здоров как (бык)
Изворотлив как (уж)
Надут как ( индюк)
Нем как (рыба)
Грязный как (свинья)
Упрям как (осёл)
Болтлив как (сорока)
Колючий как (ёж)

Писать как (курица лапой)



2 тур «Дальше… дальше»

Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора, -это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

1команда 2команда

1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой)

3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)

4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко)

5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)

6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)

7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)

8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)

9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)

10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)

11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)

12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер( говорить зря)

13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)

14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)

15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)

16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).




3 тур “Угадай профессию”

Человеку какой профессии соответствует данный фразеологизм.(Задания написаны на карточках для каждой команды)




  • Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.

  • На живую нитку. — Портной,

  • Сложить оружие. — Военный.

  • Брать на прицел. — Охотник.

  • Закидывать удочку. — Рыбак.

  • Играть первую скрипку. — Музыкант.

  • Закусить удила. — Конюх.

  • Открывать Америку. — Путешественник.

  • Ждать у моря погоды. — Рыбак.

  • Попасть в ловушку. — Охотник.

  • Петь с чужого голоса. — Певец.

  • Сгущать краски. — Художник.

  • Ход конем. — Шахматист.

  • С больной головы на здоровую. — Врач.

  • Клевать носом. — Охотник.



4 тур «Собери фразеологизмы»

Каждой команде даются разрезанные карточки со словами. Из них нужно собрать по три фразеологизма и определить, на какую тему даны фразеологизмы.

Карточка1.

1.Бить баклуши

2.Валять дурака

3. Сидеть сложа руки.




Карточка 2.

1. Засучив рукава

2. В поте лица.

3. Свернуть горы.




Карточка 3.

1. Ноль внимания

2.Махнуть рукой.

3. И в ус не дует.




5 тур «Веселая перемена».

Пора подвести предварительные итоги, дабы определить, какая из команд будет начинать следующий тур. ( Жюри сообщает баллы, заработанные игроками.)

Закончите фразеологизмы.

  1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).

2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).

3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво).

4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).

5. Черепашьим...(шагом). 5. От кор­ки... (до корки).

6. За семь верст...(киселя хлебать). 6. Ждать у...(моря погоды).

7. При­нять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).

8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).

9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).

10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать).

11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная…(барышня).

12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).

13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).




6 тур Фразеологические загадки.

1.

  • Его вешают, приходя в уныние.

  • Его задирают, зазнаваясь.    

  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

     НОС

2.

  • Не цветы, а вянут.

  • Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

  • Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные

      УШИ

3.

  • Он в голове у легкомысленного,  несерьезного человека

  • его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;

  • на него бросают слова и деньги те,  кто их не ценит.

      ВЕТЕР


4.

  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

  • Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

  • Её «просит» рваная обувь.

  • Она в голове у путаников.

      КАША

5.

  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

  • Её набирают в рот, когда молчат.

  • Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

  • В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими.

       ВОДА

6.

  • Его проглатывают, упорно не желая говорить.

  • Он хорошо подвешен у человека,  который говорит легко и бойко.

  • За него тянут или дергают,  заставляя высказаться.

  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

     ЯЗЫК




7 тур Конкурс капитанов "Что делать?”

Конкурс предполагает умение капитана быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Капитан берет одну из карточек и задает вопрос своему сопернику (и так по очереди). Тот должен объяснить значение фразеологизма и найти путь решения проблемы. Например, что делать, если:

    Вам пустили пыль в глаза.

    На ваших глазах делают из мухи слона.

    Вас держат в ежовых рукавицах.




8 тур «Почему мы так говорим».

Да, ну и заварили мы кашу.

-А что означает выражение «заварить кашу»?

(затевать какое-нибудь хлопотное или неприятное дело)

А у нас какое дело? Конечно, хлопотное. Сколько потов сойдет, пока разберешься, в чем суть да дело.

А вот история происхождения фразеологизма «заварить кашу». Основными блюдами русской национальной старинной кухни были: щи, каша, квас и кисель. Каша была обязательным блюдом на свадебном пиру, так как символизировала собой плодородие. Заварить кашу означало раньше на Руси устроить свадебный пир. А свадьба, как известно, дело хлопотное и непростое. От этих каш— свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возник­ло выражение «заварить кашу».

Задание командам

Выяснить происхождение фразеологизмов.

1-я команда

«ахиллесова пята»; «играть на нервах»;

2-я команда

«нить Ариадны»; «во всю ивановскую».

3-я команда

«Спустя рукава»; «со щитом или на щите»



Нить Ариадны

Эти крылатые слова — из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, при­бывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клуб­ка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта — жи­лища Минотавра — при помощи клубка ниток. Переносное зна­чение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.



Ахиллесова пята

Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение?

Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.

В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.



Во всю ивановскую

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

История этого выражения такова. Очень давно, в XVI— XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских пло­щадях.

В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голо­сом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать,

а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.





Играть на нервах

Расстроенные нервы, натянутые нервы, слабая струна, играть на нервах... Немало выражений, касающихся нервов, имеют «му­зыкальный» уклон: играть, расстроенные, натянутые... Это объ­ясняется происхождением слова нерв. Еще в глубокой древности люди, играли на музыкальных инструментах. Струна по латы­ни— «нервус». Позже врачи узнали о существовании в организ­ме нервов. Нервы похожи на струны, римляне их так и назвали. А привычные выражения, связанные с музыкальными струнами, стала применять и по отношению к нервам. Выражение играть на нервах равнозначно «намеренно раздражать, нервировать ко­го-либо».



Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело.         После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.



«Со щитом или на щите»

В древнегреческой Спарте, небольшой, но славившейся мужественными, закаленными воинами стране, родилась легенда, давшая жизнь фразеологизму «со щитом или на щите». Жительница Спарты Горго, провожая на войну сына, дала ему щит и напутствовала его такими словами: «С ним или на нем!» Это краткое и лаконичное (а спартанцев называли лаконцами) выражение означало: вернись домой, как победитель со щитом или пусть тебя принесут товарищи на щите, как в те времена было принято: павших в сражении спартанцев приносили домой на щитах.

«Со щитом или на щите!» — спрашивают иногда и теперь, подразумевая, удачен или неудачен исход дела.



Пока жюри подводит итоги, почитаем стихотворения о фразеологизмах.

Вячеслав Лалушкин

Соколовская Е.

Спросили у лентяя как-то раз:

"Наверное устал ты бить баклуши?

Как белая ворона среди нас,

Горазд ты только спать и сытно кушать.



Мишина А.

Витаешь в мыслях где-то в облаках,

О блюдечке с каёмочкой из злата

Всё грезишь ты в заоблачных мечтах,

Пройдут года и будешь горько плакать!"



Бондарева И.

Но все наказы тот лентяй отверг:

"Вы словно белены объелись дружно!

Работать после дождичка в четверг

Я буду, ну а раньше мне не нужно!



Ровнягина А.

Перчатку бросить вздумали? Ха-ха!

Лентяя совесть взять ли на поруки?

Известно всем, чего таить греха,-

Не сделать вам слона из малой мухи."



Б.Заходер Водой не разольешь

Томайлы Е.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!...




Данильчев Д.

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка…

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.




Ерохин К.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!




Бурмагин С.

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!



III. Подведение итогов.

IY. Заключительное слово учителя.

Итоги нашего конкурса подведены, жюри сейчас огласят результаты, но как не печально, а в игре есть победившие и проигравшие. Но вы, друзья, не останавливайтесь на достигнутых результатах. Учитесь правильно и в нужный момент употреблять то или иное слово. Обогащайте свой лексический запас. Читайте больше книг.

Спасибо за работу!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее