Игра для учащихся 5–6-х классов "Удивительная страна Русский язык"
Участники игры: учащиеся 5-6 классов (игра может быть проведена как внутри одного класса, так и на параллели)
Организация игры: игра по станциям
Требования к командам:
состав: 4 человека
название
девиз
Ход игры
Построение команд
Представление команд
Разминка
Вручение маршрутных листов
Старт команд
Прохождение станций согласно маршруту
Заключительное построение
Объявление результатов
Награждение
На прохождение каждой станции отводится 5-6 минут. Количество станций можно варьировать в зависимости от количества команд-участников. Общее время игры таким образом не превышает 45 минут.
Я предлагаю:
вариант игры, в которой семь станций
вопросы разминки
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
Этот сказочный герой любил кататься на печи.
Так называют дырку в зубе и в дереве.
3вуков или букв больше в слове ЯКОРЬ?
Если слово надо исправить, что в нем допустили?
Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка.
К тому, кто в поле не воин, прибавьте количество игроков футбольной команды. Какое число получится? (12)
Сколько единиц в дюжине?
Сколько букв в слове солнце?
Сколько слов в официальном названии страны со столицей Вашингтон?
Сколько козлят попытался съесть злой волк?
3а сколькими зайцами не стоит гоняться?
Какая по счету в русском алфавите буква Ё ? (7).
Какова сумма двух первых цифр в году рождения А.С.Пушкина? (8)
Назовите синоним слова ДОРОГА.
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
Какие птицы могут быть почтальонами?
0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).
Школьный стол (Парта).
Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол).
Баранка, которую нельзя съесть (Руль).
Греческий бог, повелитель морей (Посейдон).
Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
Главная песня государства (Гимн).
Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
0тгадайте загадку: в школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (Дневник).
Остров Грамотей
Здравствуйте! Вы, наверное, догадались, что на нашем острове живут грамотеи.
- Вы знаете, кого называют грамотеем?
Словарь Ожегова говорит нам, что так называют грамотного человека. Давайте откроем этот словарь (работа со словарем).
- Что значит помета устар.? Конечно, это устаревшее слово.
- А помета ирон.? Ироничное, значит, иногда так можно сказать о человеке, намекая, наоборот, на его неграмотность в каком-либо вопросе.
А вот насколько грамотны вы, проверят наши задания.
1. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. За каждый верный ответ 1 балл.
Лес…ый отзыв, чес…ный ответ, редкос…ный экспонат, час…ное лицо, сверс…ники сына, безвкус…ная пища, словес…ное искусство, трос…никовые заросли, блес…нуть знаниями, ровес…ник дочери.
2. Как назвать жителей городов Москва, Петербург, Минск? Заполни таблицу по образцу:
Город | Житель | Жительница | Жители |
Новгород | новгородец | новгородка | новгородцы |
Москва |
|
|
|
Петербург |
|
|
|
Минск |
|
|
|
Брест |
|
|
|
За каждую верно заполненную строку 1 балл.
3. В этих словах потерялись Ь и Ъ. Распредели слова на две группы: с Ь и с Ъ. За каждое верно названное слово 1 балл.
Пас…янс, с…емка, тер…ер, интерв…ю, бул…он, бар…ер, об…ятия, в…едливость, в…юн, кур…ер
4. Вы, конечно, знаете, что иногда слова звучат совсем одинаково. Чтобы разобраться, какую букву в слове писать, нам приходится обращаться к значению слова. Попробуйте разобраться! За каждое верно названное слово 1 балл.
прож…вать хлеб,
ув…дать от жары,
сл…пить глаза,
укр…щать животных,
разр…дить всходы,
вып…лить из пушки,
пр…дут шерсть,
деревенский ст…рожил,
отв…рить окно,
посв…тил стихи.
5. Найдите речевые ошибки и запишите исправленный вариант. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Папа привез мне из Риги памятный сувенир.
- Матвей – человек удачный.
- На вечере вас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.
- Я напишу работу по народному фольклору.
- Повторите снова ваше предложение
Исправленные варианты:
- Папа привез мне из Риги сувенир.
- Андрей – человек удачливый.
- На вечере вас ожидает немало неожиданностей (или сюрпризов).
- Я пишу работу по фольклору.
- Повторите ваше предложение
Синтаксические острова
Здравствуйте! На нашем острове правит синтаксис.
- Что изучает синтаксис? (строение словосочетания и предложения)
- И мы вместе с вами тоже будем строить предложения по правилам, будем расставлять знаки препинания, потому что от этого, как известно, может зависеть жизнь человека. Помните фразу из знаменитого мультика: Казнить нельзя помиловать?
1. Расставьте знаки препинания. За каждое верно названное слово 1 балл.
- Длинный язык это лестница по которой в дом входит несчастье.
- А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса.
- За игрой
Мы ссорились мирились
И спорили порой
Но очень подружились
За нашею игрой
Игра игрой сменяется
Кончается игра
А дружба не кончается
Ура Ура Ура!
Ответ:
- Длинный язык - это лестница, по которой в дом входит несчастье.
- «А, старая знакомая, здравствуй,»- ласково проговорила Лиса.
- За игрой
Мы ссорились, мирились
И спорили порой. (можно поставить запятую)
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется. (можно запятую)
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
2. Собери из слов две известные пословицы (разрезать по словам).
За каждый верный ответ 1 балл.
правда в воде не тонет и в огне не горит.
друзья познаются в беде.
3. Найди «лишнее». За каждый верный ответ 1 балл.
стеклянная ваза, длинная дорога, думать о лете
передать письмо, он заметил, разбудил его
Ответы: думать о лете, он заметил
4. Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы: 1,3,5
Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.
Море весело плескалось.
Москва – это столица.
Давно угомонился и замолк птичий гомон.
Маша, беги!
Империя «Морфологиды»
- А нашим островом управляет Морфология. Вы знаете, что изучает морфология? Я вам подскажу: она изучает слова с точки зрения их принадлежности к частям речи. Именно морфология говорит нам, как изменяются глаголы и существительные.
- Мы предлагаем вам попробовать себя в роли помощников нашей Морфологии.
1. Запишите существительные в форме мн. числа. За каждый верный ответ1 балл
Курица – Чудо – Ребенок – Судно – Небо – Человек – Столяр – Директор
2. Укажите род имен существительных. За каждый правильный ответ 1 балл
депо |
|
| шоссе |
кофе |
|
| тюль |
повидло |
|
| коростель |
Сочи |
|
| авеню |
Ответ:
м.р. – кофе, тюль, Сочи, коростель
ж.р. – авеню
3. Образуйте форму 1-го лица ед.числа от следующих глаголов по образцу:
нарисовать – нарисую. За каждый правильный ответ 1 балл
Портить –
Преградить –
Роптать –
Выздороветь –
Победить –
- Не все получилось? И правильно! Глагол «победить» относится к недостаточным глаголам, т.е. к ограниченным в образовании личных форм.
Ответы: порчу, прегражу, ропщу, выздоровею, -
4. Укажите над словами, к каким частям речи они относятся. За все задание 1 балл.
С первыми оттепелями повсюду раздается не грустное, а веселое щебетание воробьев.
5. Образуйте однокоренные слова разных частей речи по образцу:
Исходное слово | Прил. | Глагол | наречие |
диво | дивный | удивляться | удивленно |
чистота |
|
|
|
правда |
|
|
|
Остров сокровищ Морфемика
- Морфемика, как вы помните, изучает строение слова. Как вы думаете, какие же сокровища может таить морфемика? (морфемы – значимые части слова, они изменяют значение слова) Кроме того, знание морфем помогает правильному их написанию. Вот почему важно разбираться в составе слова.
1. Выделите окончания в словах. За каждый правильный ответ 1 балл
Окно, доблесть, бег, справа, ходить, красив, улыбаешься, быстро, метро, песок.
2. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.
Стекло (глагол) и стекло (сущ.)
3. Подчеркните только те слова, в которых –ов является окончанием. За каждый правильный ответ 1 балл
Много кудрявых голов, нет коров, у березовых стволов, не забили сегодня голов, у деревянных столов, много хороших слов.
4. Придумайте по одному слову такого же состава, как данное. За каждое слово 1 балл.
Повозка - _____________________________
Сладкий - _____________________________
Заход - ______________________________
5. Подчеркни слова с приставками. За каждое слово 0,5 балла
Ответ, подставка, въезд, посуда, забег, заяц, растворить, покрытие, сумрак, вошел, взбираться, взор.
Остров Лексиксон
- На нашем острове все употребляют слова в соответствии с их значениями, потому что лексика – раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова. А вот справитесь ли вы с нашими заданиями?
1. Вспомни стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова…
Б - - - К (стоянка войска под открытым небом)
К - - - Р (высокий круглый военный головной убор)
Л - - - Т (станок, на котором укрепляется ствол орудия)
Р - - - Т (полевое укрепление)
Х - - Т (удалой, смелый человек)
За каждое верное слово 1 балл. Ответы: бивак, кивер, лафет, редут, хват
2. Вставьте подходящие по смыслу антонимы. За все задание 2 балла.
Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и …………., храбрые и ……………, умные и ……………………, красивые и ……………….., здоровые и ……………….., веселые и ……………………, старые и …………………….., прямые и ……………………., откровенные и…………………………. .
Ответы: злые, трусливые, глупые, уродливые, больные, грустные, молодые, лживые, скрытные.
3. Отгадайте загадки. Ответы запишите, а первые буквы слов-ответов впишите в таблицу. У вас должно получиться слово!
1). День и ночь оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.____________________
2). Не куст, а с листочками;
Не рубашка, а сшита;
Не человек, а рассказывает_________________
3)Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.______________________
4) Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет –
Сделает наоборот.________________________
5) Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»_________________
6) Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный._______________
Впишите в клетки первые буквы слов - разгадок, и вы прочтете название жанра русского фольклора.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Ответ: сказка . За все задание 3 балла
4. Придумайте словосочетания, в которых слова железный, серебряный употреблялись бы в прямом и переносном значении. За каждое словосочетание 0,5 балла.
5. Собери пословицы (разрезаны на две части). За каждую пословицу 0,5 балла
- Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
- Любишь брать, люби отдавать.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Близок локоть, да не укусишь.
- Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Затонувший остров
-На нашем острове чувствуется дыхание истории. Многие слова и выражения пришли к нам из древности, а мы даже не догадываемся об этом. Давайте вместе отправимся к истокам слова и заглянем в этимологический словарь.
- Из него мы узнали, что написание слова свидетель через букву «И» является, оказывается, исторической ошибкой. Того, кто что-то ведал, т.е. знал, называли свЕдетелем. В настоящее время эта связь между словами утрачена, и мы уверены, что свИдетель – это тот, кто видел.
1. Как доказать, что правильным написанием должно быть сваТьба, а не сваДьба? (1 балл)
2. За одну минуту продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».
Два сапога…….
буря в…….
топтаться на…..
кусать…..
зарубить себе ….
как две капли…..
крокодиловы…..
от корки…..
ждать у моря….
принять за чистую…..
овчинка…..
проще пареной….
.обвести вокруг……
.как бельмо……
не в бровь……..
сулить золотые…..
кисейная…..
свежо предание…..
рог……
на сон……
голод не……
За каждый фразеологизм 0,5 балла
3. Многие фразеологизмы пришли к нам из греческих мифов, литературных и библейских источников. Попробуй объяснить значение одного из них:
ахиллесова пята
сизифов труд
вавилонское столпотворение
За верное объяснение 2 балла
4. Вы, конечно, помните, что «аква» означает вода. Придумайте как можно больше слов с этим элементом. За каждое придуманное слово 0,5 балла.
5. В русском языке много заимствований из старославянского языка. Подбери слова-синонимы из современного русского языка. За каждое слово 1 балл.
Очи – |
|
| Ланиты – |
Уста – |
|
| Перст – |
Вея – |
|
| Чело – |
Длань – |
|
| Десница – |
Ответы: глаза, губы, шея, ладонь, щеки, палец, лоб, рука.