Внеклассное мероприятие по Русскому языку "Путешествие в волшебную страну Грамматику"
Краткое описание: Работа может быть полезна учителям начальной школы, так как предназначена для младших школьников (1 - 2 класс). Материал применялся в ходе комплексной работы в период проведения недели русского языка.
Тема: Путешествие в волшебную страну Русского языка.
Цель: организация игровой деятельности учащихся для развития интереса к урокам русского языка.
Задачи:
1. Заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова и понимать их.
3. Расширять кругозор, развивать речь детей.
4. Создавать благоприятные условия для формирования сознательного отношения к учёбе.
5. Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к русскому языку, пробуждать фантазию.
Оборудование:
1. Карта - плакат с изображением пути до страны Русского языка и всеми остановками.
2. Пословицы на карточках.
3. Кроссворд.
4. Листы для рисования, краски и карандаши.
Ход занятия:
Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Все дружно вместе скажем « Здравствуйте!!»
Ребята, мы с вами с первого сентября начали плавание по океану Знаний. В этом океане есть чудная страна Русского языка.
------ стих- е
И сегодня мы с вами совершим путешествие в эту замечательную страну.
Но дорога туда нелегка, вам понадобятся смекалка, находчивость, внимание и знания. Готовы? Тогда вперед,.
Ребята посмотрите, что у нас на пути? Это Темный лес - любитель поиграть с буквами. Чтобы пробраться через его чащу нам нужно выполнить все задания Темного леса. Но в лесу много тропинок, чтобы пойти по правильной тропинке Лес нам приготовил подсказки. Первая подсказка: каким цветом обозначают гласные звуки.(Красным). Правильно, значит первая наша дорожка красная. Посмотрим какие здесь задания придумал Темный Лес.
Итак, первое задание, Темный лес спрятал буквы, а вместо них поставил другие. Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?
А) Принцесса над цветком склонилась, корова с головы её свалилась.
Б) На весёлом карнавале дети в мисках танцевали
Вывод: если поменять хотя бы одну букву, значение слова может измениться
Ребята, вы правильно справились с задания Темного леса, но он все не унимается, он хочет с вами поиграть. В игре нужно угадать слова, значения которых будут вам названы.
Игра
1. Первый день недели?
2. Предмет, при помощи которого обычно едят суп?
3. Домашнее животное, которое охраняет дом?
4. Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?
5. Время года, когда вокруг все бело?
Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными. Давайте приведем их примеры:
Соль — приправа, нота
Лист — бумаги, лист дерева
Язык — орган, международный
Лук — овощ, стрелковое оружие
Ручка — дверная, шариковая, рука
Рукав — деталь одежды, рукав реки
Кран — водопроводный, подъемный
Билет — проездной, экзаменационный
Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
Труба — музыкальный инструмент, печная труба
Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда.
Вывод: в Русском языке есть слова многозначные, которые имеют несколько значений и однозначные, имеющие конкретное значение.
Обобщение:
Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.
Ну вот теперь, Темный лес доволен, и мы можем продолжить путь . Следующая подсказка от Леса, такая: Каким цветом обозначают мягкие согласные ( зеленым ).
Ребята, мы с вами попали в снежную бурю. Чтобы выбраться из нее нужно разгадать кроссворд:
) По горизонтали:
1.Звуки тянутся, поют,
без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки … (Гласные)
2.Слово делим мы на части.
Это ведь большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей. (Слоги)
3.Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)
По вертикали:
1.Такие буквы нелегко произнести,
Преграда – зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук. Они все разные.
А называются они … (Согласные)
2.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я? (Тетрадь)
Обобщение:
Итак, ребята, весь кроссворд мы разгадали, и если мы посмотрим на слова, которые мы отгадали, что мы можем о них сказать? Что все эти слова относятся к русскому языку. Если мы будем уметь делить слова на слоги, выделять гласные и согласные, определять сколько в слове букв, и сколько звуков, и уметь все это записывать в тетрадь, нам будет легче в изучении такого замечательного предмета как русский язык.
Вот какие вы молодцы, ну вот и буря затихла и мы можем отправится с вами дальше. Но прежде чем продолжить свой путь по тропинкам темного леса, нам нужна энергия, а где мы ее можем взять? Правильно если сделать зарядку.
Физкультминутка.
Жираф,
Слон,
у кОТЯТОК
А у зебры
Вот у нас снова замечательное настроение, которое нам пригодится для нашего путешествия.
Посмотрите какая цветом дорожка у нас осталась ( Синяя).А что мы можем сказать про синий цвет, какие согласные обзначаются этим цветом (твёрдые). На нашем пути раскинулось Зачарованное море, где в полном одиночестве живет рыба Слоговик, она любит играть со слогами. Чтобы преодолеть это море нужно выполнить задания Слоговика:
Задание № 1. Эта рыбка хочет, чтобы мы с вами правильно расставили ударения в словах:
посуда волосы лисица школа ёжик помидор танкист яблоко
В гости к рыбе пришли буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!
Эта буква широка
И похожа на жука (Ж).
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3 (З).
Вот два столба наискосок
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква (А)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок (И).
В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла (О).
Молоток стучит «Тук – тук!
Этой букве я старый друг» (Т)
Конкурс «Подскажи словечко».
Ведущий. Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь – (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь – (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты – (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай (конец).
большой – маленький, широкий – узкий, день – ночь,
утро – вечер, светлый – тёмный, кислый – сладкий,
хорошо – плохо, умный – глупый, толстый – тонкий.
И мы с вами, ребята достойно потрудились и наконец достигли волшебной страны Русского языка, я думаю, что в школьной жизни вы не раз будете попадать в эту волшебную страну с ее красотой и неповторимостью, разнообразием и выразительностью, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океану Знаний, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.
Андрей и Прохор.