Государственное учреждение образования «Смолицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по экологии
«Морской бой»
Автор:
Кислякова Ольга Александровна,
учитель биологии и географии.
Адрес: аг. Смолица, ул. Колхозная,
д. 11Б.
Телефон: 74-044
Материал предназначен для
учителей естественнонаучного
цикла
Данное мероприятие проводиться
среди учащихся 6-8 классов
аг. Смолица,2018
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме игры «Морской бой». Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В процессе игры учащиеся работают в группах. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Данное мероприятие проводиться среди учащихся 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.
Форма организации работы учащихся: групповая.
Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе, обобщение и углубление биологических и экологических знаний, полученных учащимися в процессе обучения.
Задачи:
Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность.
Средства достижения цели:
Создание атмосферы заинтересованности и ситуации успеха для каждого ученика
Стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться, дать не правильный ответ
Использование игры, как основного вида деятельности
Обмен информацией, впечатлениями о природных явлениях
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
в чём ценность природы;
рациональное использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
способы сохранения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
давать объяснения тем изменениям в природе, которые вызваны хозяйственной деятельностью человека;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
делать выводы и умозаключения;
работать в коллективе, группе;
прогнозировать результат.
Предварительная подготовка: Соревнуются 2 команды. Команды выбирают капитанов, придумывают себе название, девиз и эмблему.
Оборудование: Табло, сигнальные карточки, картинки природы.
Правила игры:
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
У ведущего точно такое же табло, но на нем указаны баллы за каждый выбранный квадрат.
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
1 | П | У | 5 | 1 | 3 | 2 | 1 |
2 | У | 5 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 |
3 | 5 | 4 | 3 | У | П | 1 | 2 |
4 | 4 | 3 | 2 | 5 | У | П | 4 |
5 | 3 | 1 | П | 4 | 2 | У | 5 |
6 | 2 | П | 1 | 2 | 4 | 5 | У |
7 | 1 | 2 | У | П | 5 | 3 | П |
Жеребьевкой определяется очередность выступления команд. Та команда, которая начинает, «стреляет» по квадрату на табло, как в игре морской бой. Например, А1. Ведущий зачитывает вопрос, который скрывается в выбранном квадрате. Если команда правильно отвечает на вопрос, она зарабатывает то количество баллов, которое показано в этом квадрате. Если команда не знает ответа на вопрос, или не правильно отвечает на него, то другая команда может ответить и тем самым увеличить свои баллы. Если команда, «стреляя» попадает в квадрат обозначенный буквой У («удача»), то она не отвечая на вопрос получает очко. Если же в квадрате скрывается буква П («промах»), то ход переходит к другой команде. Если команда выбирает вопрос, который был разыгран, то с неё снимается три балла, за невнимательность.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Команды занимают свои места, представляются. Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры.
Основная часть.
Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: Бережём природу - бережём и свою малую родину.
Фоторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Мы любим свою землю, но самое страшное, что любя, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля, миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.
Школьники тоже могут внести свой вклад в охрану природы. Но для этого нужны определенные экологические знания. И в связи с этим предлагаю вам игру по экологии «Морской бой».
Прошу участников конкурса занять игровые столы. Прежде, чем начать конкурс, я хочу представить вам жюри.
(Представление жюри).
Итак, начнем!
Вопросы первого ряда (ряд А)
А-3. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды?(лишайники).
А-4. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
А-5. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?
( 1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).
А-6. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
А-7. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
Вопросы второго ряда (ряд Б)
Б-2. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)
Б-3. Эта птица жила до трехсот лет и единственная из всех могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон)
Б-4. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух)
Б-5. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)
Б-7. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)
Вопросы третьего ряда (ряд В)
В-1. Незаконное уничтожение животных с целью получения выгоды.( Браконьерство)
В-2. Страна, в которой запретили производство пенопластовых коробок для пищи и должны заменить их на пакеты из бумаги и натурального волокна.(Китай)
В-3. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь? (Аральское)
В-4. Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди? (кислотные)
В-6. Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим? (Антарктида)
Вопросы четвертого ряда (ряд Г)
Г-1. Какая птица может выводить птенцов зимой? (клест)
Г-2. Что случается с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (Погибает)
Г-4. Кукует самка или самец кукушки? (Самец)
Г-5. Какие птицы устраивают спальни в снегу? (Куропатки, тетерева, рябчики)
Г-6. Кто может пить ногой? (Лягушка)
Вопросы пятого ряда (ряд Д)
Д-1. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук- серебрянка)
Д-2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок)
Д-5. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
Д-6. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)
Д-7. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок! (Стриж)
Вопросы шестого ряда (ряд Е)
Е-1. .Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, к …(к дождю)
Е-2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, к ….(лето будет холодным)
Е-3. Рыба выскакивает из воды, к…(к дождю)
Е-6. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, будет….(ясно, тепло)
Е-7. Грачи рано прилетают весной, к ….(весна будет тёплой)
Вопросы седьмого ряда (ряд Ж)
Ж-1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи. (тысячелистник)
Ж- 2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль. (зверобой)
Ж-3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь. (мать и мачеха)
Ж-4. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зерен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков. ( василёк полевой)
Ж-5. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина. ( пижма)
Вот и подошла к концу наша игра. Вы все молодцы, все активно участвовали и показали свои знания. Пока жюри подводит итоги, давайте с вами повторим основные правила поведения в природе.
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
4. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют влагу и вскоре гибнут.
5. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
6. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
7. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
8. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
9. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
10. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам.
11. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
12. Не оставляй костёр не потушенным.
13. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того, гниющий мусор будет распространять дурной запах; оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар; целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана; консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков; стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
Заключительная часть.
Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами и призами..