Внеклассное мероприятие "Морской бой"

Материал предназначен для учителей естественного цикла. Проводится среди учащихся 6-8 классов. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное учреждение образования «Смолицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»








Методическая разработка

внеклассного мероприятия по экологии

«Морской бой»




Автор:

Кислякова Ольга Александровна,

учитель биологии и географии.

Адрес: аг. Смолица, ул. Колхозная,

д. 11Б.

Телефон: 74-044

Материал предназначен для

учителей естественнонаучного

цикла

Данное мероприятие проводиться

среди учащихся 6-8 классов



аг. Смолица,2018

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме игры «Морской бой». Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В процессе игры учащиеся работают в группах. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Данное мероприятие проводиться среди учащихся 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.

Форма организации работы учащихся: групповая.

Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе, обобщение и углубление биологических и экологических знаний, полученных учащимися в процессе обучения.

Задачи:

Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность.

Средства достижения цели:

Создание атмосферы заинтересованности и ситуации успеха для каждого ученика

Стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться, дать не правильный ответ

Использование игры, как основного вида деятельности

Обмен информацией, впечатлениями о природных явлениях



Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать/понимать:

  • в чём ценность природы;

  • рациональное использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека;

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • способы сохранения окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  • давать объяснения тем изменениям в природе, которые вызваны хозяйственной деятельностью человека;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

  • делать выводы и умозаключения;

  • работать в коллективе, группе;

  • прогнозировать результат.



Предварительная подготовка: Соревнуются 2 команды. Команды выбирают капитанов, придумывают себе название, девиз и эмблему.

Оборудование: Табло, сигнальные карточки, картинки природы.



Правила игры:


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1








2








3








4








5








6








7








Каждая из команд получает табло на листе бумаги:



















У ведущего точно такое же табло, но на нем указаны баллы за каждый выбранный квадрат.








А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

П

У

5

1

3

2

1

2

У

5

4

3

1

4

3

3

5

4

3

У

П

1

2

4

4

3

2

5

У

П

4

5

3

1

П

4

2

У

5

6

2

П

1

2

4

5

У

7

1

2

У

П

5

3

П



















Жеребьевкой определяется очередность выступления команд. Та команда, которая начинает, «стреляет» по квадрату на табло, как в игре морской бой. Например, А1. Ведущий зачитывает вопрос, который скрывается в выбранном квадрате. Если команда правильно отвечает на вопрос, она зарабатывает то количество баллов, которое показано в этом квадрате. Если команда не знает ответа на вопрос, или не правильно отвечает на него, то другая команда может ответить и тем самым увеличить свои баллы. Если команда, «стреляя» попадает в квадрат обозначенный буквой У («удача»), то она не отвечая на вопрос получает очко. Если же в квадрате скрывается буква П («промах»), то ход переходит к другой команде. Если команда выбирает вопрос, который был разыгран, то с неё снимается три балла, за невнимательность.









Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Команды занимают свои места, представляются. Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры.

  1. Основная часть.

Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: Бережём природу - бережём и свою малую родину.

Фоторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Мы любим свою землю, но самое страшное, что любя, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля, миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.

Школьники тоже могут внести свой вклад в охрану природы. Но для этого нужны определенные экологические знания. И в связи с этим предлагаю вам игру по экологии «Морской бой».

Прошу участников конкурса занять игровые столы. Прежде, чем начать конкурс, я хочу представить вам жюри.

(Представление жюри).

Итак, начнем!



Вопросы первого ряда (ряд А)

А-3. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды?(лишайники).

А-4. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).

А-5. В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?

( 1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).

А-6. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).

А-7. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).

Вопросы второго ряда (ряд Б)

Б-2. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка)

Б-3. Эта птица жила до трехсот лет и единственная из всех могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон)

Б-4. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух)

Б-5. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова)

Б-7. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)


Вопросы третьего ряда (ряд В)

В-1. Незаконное уничтожение животных с целью получения выгоды.( Браконьерство)

В-2. Страна, в которой запретили производство пенопластовых коробок для пищи и должны заменить их на пакеты из бумаги и натурального волокна.(Китай)

В-3. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь? (Аральское)

В-4. Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди? (кислотные)

В-6. Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим? (Антарктида)


Вопросы четвертого ряда (ряд Г)

Г-1. Какая птица может выводить птенцов зимой? (клест)

Г-2. Что случается с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (Погибает)

Г-4. Кукует самка или самец кукушки? (Самец)

Г-5. Какие птицы устраивают спальни в снегу? (Куропатки, тетерева, рябчики)

Г-6. Кто может пить ногой? (Лягушка)



Вопросы пятого ряда (ряд Д)

Д-1. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук- серебрянка)

Д-2. Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок)
Д-5.
У кого уши на ногах? (У кузнечика)

Д-6. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)

Д-7. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановок! (Стриж)


Вопросы шестого ряда (ряд Е)

Е-1.  .Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, к …(к дождю)

Е-2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, к ….(лето будет холодным)

Е-3. Рыба выскакивает из воды, к…(к дождю)

Е-6. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, будет….(ясно, тепло)

Е-7. Грачи рано прилетают весной, к ….(весна будет тёплой)



Вопросы седьмого ряда (ряд Ж)

Ж-1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи. (тысячелистник)

Ж- 2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль. (зверобой)

Ж-3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь. (мать и мачеха)

Ж-4. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зерен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков. ( василёк полевой)

Ж-5. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина. ( пижма)



Вот и подошла к концу наша игра. Вы все молодцы, все активно участвовали и показали свои знания. Пока жюри подводит итоги, давайте с вами повторим основные правила поведения в природе.

1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению.

2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

3. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

4. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно и они становятся уязвимыми перед вредителями и паразитами, теряют влагу и вскоре гибнут.

5. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.

6. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

7. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

8. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

9. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

10. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Без надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам.

11. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

12. Не оставляй костёр не потушенным.

13. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того, гниющий мусор будет распространять дурной запах; оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар; целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана; консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков; стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

  1. Заключительная часть.

Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами и призами..





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее