«Зимний фестиваль знаний 2025»

Внеклассное мероприятие «Моя семья»

Разработка направление на развитие семейных ценностей

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Моя семья»

Оборудование и наглядный материал:

На доске – картина с изображением семьи и слово “Семья”, три круга разного размера (красный, зеленый и желтый), наложенные друг на друга (маленький сверху), пословицы “На свете все найдешь – кроме отца и матери”, “Живы родители – почитай и помогай им”.

На партах – тетради с фотографиями, карточки с заданиями, карандаши, открытки, изготовленные детьми.

Подготовка к мероприятию:

  • приготовить приглашения родителям;

  • подготовить детей;

  • подготовить родителей;

  • домашнее задание родителям: нарисовать и оформить герб семьи, девиз, придумать четверостишье про своего ребенка по форме стихотворения «А у вас?..»;

приготовить благодарственные письма, подарки за участие в конкурсе. (Звучит вступление к песне «Маленькая страна». Дети входят в зал и начинают петь песню.)

Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба,
Братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно,
Любят все там меня.
Там солнца лучик поселился
И излучает свет.

Припев:

Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.

(Звучат фанфары. На сцену выходит фея. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает.  В это время на сцену, взявшись за руки, выбегают мальчик и девочка.  Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею.)

Мальчик и девочка: Ой, здравствуйте!

Фея: Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?

Мальчик и девочка: А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?

Фея: О празднике семьи.

Мальчик и девочка: Семья? А что это такое – семья? Мы живём на Голубой планете и такое слово слышим впервые.

Фея: Мне вас жаль, дети Голубой планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может, вам  помогут ребята планеты Земля? Но прежде я расскажу вам одну сказку:   

(Звучит музыка к песне «Маленький принц»)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым.  Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то  тусклый и незаметный»?

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна

«Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»

«А какими были его глаза»? – недоумённно спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»?

И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми»?

«А разве это возможно»? – с  надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

Вам понравилась сказка, дети Голубой планеты?

Дети: Да! Но мы хотели бы поподробнее узнать, что же такое семья.

Фея: Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте! А наши ребята из 1 «Б» вместе с родителями  попробуют вам рассказать, что значит для них слово «семья».

Ребёнок: Как появилось слово «семья»?

Автор:     Когда-то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам:      - Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?

Автор:    И Ева тихонько ответила:

Ева:         - Я.

Адам:      - Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос мне, подруга моя!

Ева:         - Я, я, я, я.

Автор:     Ева молвила:

Ева:         - Я.

Автор:     Сказала она знаменитых семь «Я».

Все:         И так на земле появилась семья!

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всего понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Ребята, скажите, что значит семья для вас? А для вас товарищи взрослые? В толковом словаре я нашла такое определение семьи: “Это группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами”. А есть ещё одно определение. Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе. И ведь на самом деле это так. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Семья – это не только близкие люди, но и дом в котором эти люди живут. И вот в одном из домов произошла история, которую я вам сейчас расскажу.

Давно то было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели, разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройки, и про родительский дом совсем забыли!

Впрочем, в доме кое-кто жил. В доме под печкой жил домовёнок Кузя. Всё бы ладно было, только однажды загудели трактора, растащили избушку по брёвнышку, кому он, старая да бессемейная, нужна! Худо Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии, попробуй докажи, что ты живое существо, если паспорта у тебя нет! Ходил Кузя по посёлку, везде ему плохо: в больнице – аллергия на лекарства, в школе – от шума глохнет.

Думали мы, думали, как Кузе помочь, и придумали! Кузя ты где?

Вед: Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся, не достаёт житейской мудрости. И именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

Каждой семье из набора слов, которые вы получите в конвертах, составить пословицу в течении 3 минут. Если вы добавите предлог или частицу, то успешно справитесь с этим заданием. И буквально в 2 словах, чему учит пословица.

Конверт №1: КОГДА СЕМЬЯ В КУЧЕ – НЕ СТРАШНА ТУЧА.

Конверт №2: КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ И СЕРДЦЕ НА МЕСТЕ.

Конверт №3: В СЕМЬЕ РАЗЛАД, ТАК И ДОМУ НЕ РАД.

Вед: Пока семьи составляют пословицы, мы с вами ответим на вопросы на тему родственных отношений.

  1. Сан моей матери. (Брат)

  2. Мой родитель. (Отец)

  3. Брат отца или матери. (Дядя)

  4. Девочка которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)

  5. Та, что дала нам жизнь. (Мать)

  6. “Святая кровь” – мать мужа (Свекровь)

  7. Сестра мамы или папы. (Тётя)

  8. Сын моего ребенка. (Внук)

  9. Мой наследник. (Сын)

  10. Сын моей сестры или брата. (Племянник)

  11. Отец мужа. (Свекор)

Посчитайте сколько родственников в этой семье:

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад –
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек: дед, бабушка, отец, мать, сын, дочь)

В СЕМЬЕ СОГЛАСНО, ТАК ИДЁТ ДЕЛО ПРЕКРАСНО.

В ХОРОШЕЙ СЕМЬЕ ХОРОШИЕ ДЕТИ РАСТУТ.

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА.

Пусть всё это только игра,
Но её сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Храните её, берегите её
Нет в жизни важнее цели.

Храните покой и мир вашей семьи. Будьте здоровы, веселы и счастливы! Мира и радости вашим домам!

Сценка «Выходной» в исполнении детей

Автор: Как это важно для ребенка, чтобы его понимали, любили и уважали его желания, но иногда в некоторых семьях бывает по-другому…

Девочка:

Папа сел читать газету
И увлекся сам собой.
На меня совсем не смотрит,
Он сегодня выходной.
Подойду к нему поближе
И тихонечко скажу:
– В зоопарк пойдем сегодня?
Очень я тебя прошу.

Папа:

Не могу пойти с тобой,
Я сегодня выходной.
Попроси-ка лучше маму
К ней сейчас ты подойди.
Может быть, она с тобою
Сможет в зоопарк пойти!

Мама:

У меня большая стирка
Мне белье стирать не лень.
Так устала я сегодня
Ведь стираю целый день!
Подойди-ка ты к бабуле
И ее ты попроси
Может быть она с тобою
Сможет в зоопарк пойти?

Девочка:

Подойду теперь к бабуле
И тихонечко скажу:
– В зоопарк пойдем сегодня.
Очень я тебя прошу.

Бабушка:

Не могу, дружочек мой
В зоопарк пойти с тобой.
Нужно шапку довязать,
Чтоб могла ты в ней гулять.

Девочка вздыхает, плачет и садится на стульчик.

Автор: вот так бывает, к счастью не в наших семьях, так как нашим родителям некогда отдыхать, ведь они вместе с нами осваивают азы математики, русского языка и… ознакомления с окружающим и даже информатики.

9. Шуточная дискуссия «А что у вас?..»

(Отвечают по-очереди дети, родители, варианты ответов родители подготовили заранее).

Дети:

А у нас…
Здесь собрался целый класс
А напротив папы, мамы
Все: понимания у нас! А у вас?
Мамы наши ведь всегда
Наши лучшие друзья! А у вас?

А у нас…
Папы бросили диваны
И работу побросали
К нам пришли сюда не зря
Побеседовать пора!
Раз и два, и три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
У меня есть бабушка,
Она печет оладушки
Вяжет теплые носки
Знает песни и стихи!

А у нас…
Папа знает все на свете
Знает, где родится ветер
Как бушует океан
Ведь везде, он побывал!
Моя старшая сестрица
На все руки мастерица
Испечет сама пирог
Свяжет бабушке платок
Я всегда с сестренкой рядом
У нее всему учусь…
Хоть наш дедушка седой
Но душой он молодой!
Много в нем любви и ласки
Знает он стихи и сказки.
Загадает мне загадку
Позабавит прибауткой,
Угостит нас чаем сладким
Рассмешит веселой шуткой!

А у нас…
Дома пахнет пирожками
Мясом жареным, рожками,
Сельдереем и лучком,
И тушеным кабачком!

А у нас …
У стены стоит диван
На диване – Митрофан
Наш любимый серый кот
Он нам песенки поет!
Я смеюсь и папа рад
С папой вечен наш союз
С папой я не только волка,
Крокодила не боюсь!
Я с папой ездил на рыбалку,
Был улов наш хоть куда!!!
Вкусен сом, судак копченый
И янтарная плотва!
Всей семьей на Волге мы
Летом отдыхали,
Брат под парусом ходил,
Мы с сестрой ныряли!
Только просыпаюсь – улыбаюсь я
Солнышко целует ласково меня!
Я смотрю, где солнце- маму вижу я,
Самое святое для меня – семья!

А у нас…
Самый дружный в школе класс!
В нашей школе, лучшей в мире
Что учитель – то звезда,
И во всей России лучше
Не найдете никогда!

Мальчики:

Девчонки наши, просто класс
И красивы и умны
Нам другие не нужны!

Девочки:

Мальчики наши –
Отвага и честь
Мы вас любим, уважаем
Никогда не обижаем!

Все дети обращаются к родителям: А у вас?



Дети: В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Девочка: Шли мы в школу, дождик капал,
И сказал Ильдар мне вдруг:

Ильдар:   Папа мой – не просто папа –
Он мне самый лучший друг!
Мы с ним маме помогаем,
Пол паркетный натираем!
Свет погас – все сразу тут
Папу нашего зовут.
Он приёмник тёте Клаше,
Старенькой соседке нашей,
Починил, потом помог
На двери сменить замок!
Во дворе качели – мостик
Сделал папа для ребят.
«Золотые руки просто»! –
Все соседи говорят.

Дети: Какой же наш дом без папы!
Правда, же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт.
В дневнике моём отметки
Знает все наперечёт!
Почему в той квартире грохочущий шум,
Зашкалили разом все датчики.
Это папа, забыв про сон и еду,
Решает с сыном математику.
Вот так чудо! Вот так дела!
У нас газета ожила!
Она на носу у папы лежит
И в тон его храпу шуршит!
Мы с папой решили уборкой заняться.
«Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться».
«Идея прекрасная», – мама  сказала
И тотчас из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит.
«Когда же уборке будет конец?
Смогу ль я вернуться домой, наконец?»
Мы шутим, конечно.
Но очень приятно,
Когда со мной рядом
Мой умный папа!

(Исполняется песня «Мой папа»)

Мальчик 1:  Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор…
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор…
- А мой  папа – чемпион!
Ходит он на стадион:
Он кидает кверху гири –
Будет самым сильным в мире!

Девочка: Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины…
Вы, мужчины, недотёпы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор «потребляя»,
Вы ложитесь на диван!

Мальчик 1: От мужчины нету толку?!
Это нам талант не дан?!
Кто прибил на кухне полку?
Починил на кухне кран?

Девочка: Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!

Мальчик 1: Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льёте слёзы
И к тому же без причин…
Ты колючие слова  говоришь, робея…
Папа в доме голова!

Девочка: А мама в доме – шея!

Мальчик 2: Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней…
Просто… мама всех нежней!

100Г, С3Ж, 3ТОН, 7Я, 3БУНА

(стог, стриж, тритон, семья, трибуна)



Семья – это лучшее слово!

Семья – это лучшее имя,

Семья – повторяю я снова

Жизни и мира во имя.

Семья – это солнце земное,

Семья – это свет среди ночи,

Семья – это счастье большое

Всех сыновей и всех дочек.


Песня “Родительский дом”


.Дети – это чудо света.

Я и знаю это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.


2-й ведущий.


В наших старших наша сила.

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они. Анкета


Мама

Знаешь ли ты день рождения мамы?

Как помогаешь маме?

Когда мама огорчается?


Папа

Сколько лет папе?

Где работает папа?

Любимое занятие?


Бабушка

Знаешь ли, профессию бабушки?

Чем балует тебя бабушка?

Что радует бабушку?


Дедушка

Назови полное имя дедушки (ФИО)

Назови любимое блюдо дедушки.

Что смастерил дедушка для тебя?


Про меня

Моё любимое блюдо.

Вы счастливы?

Чего не хватает для полного счастья?


Семья

Какая ваша семья? (одно прилагательное)

Какая наша классная семья? (одно прилагательное)

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, это слово.


Дети хором читают слово “Семья”.


Учитель. В этом слове есть небольшой секрет.


Убирается часть слова “Я”.


Учитель. А теперь, что получилось? Семь. Где встречается это число?


Дети. На уроке математики.


Учитель. Правильно, на уроке математики мы считаем. Давайте посчитаем сколько же людей собралось в этом семейном кругу.


Дети считают.


Учитель. Правильно, семь. Раньше семьи всегда были большими. И сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Давайте заглянем в ваши семейные альбомы.


Дети открывают свои мини-альбомы (тетради с фотографиями и рисунками, которые оформили на предыдущих уроках).


– Посчитайте же скорее по своим рисункам, сколько в вашей семье человек.


Дети считают и отвечают: “В моей семье…”.


Учитель. А сейчас обратите внимание на слово “Я”. Что обозначает это слово, когда мы так говорим (о ком мы так говорим)?


Дети. Когда рассказываем о себе.


Учитель. Правильно. Взялись за руки, друзья.


Ты и он, она и я!

Справа – друг, и слева – друг.

Вместе мы – веселый круг.

Поиграем мы немножко.

Крепко сжали все ладошки.

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!

Мы прижали локоток,

Станет тесным наш кружок!

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!


Дети выполняют движения в соответствии с текстом, сидя на стульчиках.


Учитель. Какой у нас получился круг, маленький или большой?


Дети. Маленький.


Учитель. Сейчас я уберу самый маленький кружок.


Учитель убирает самый маленький кружок.


Учитель. Какая буква спряталась под ним?


Дети. Я!


Учитель. Правильно. Расскажите о себе. Вам поможет в этом следующая страничка в ваших альбомах.


Дети называют свое имя и фамилию, сколько лет и где живут, опираясь на фотографию и запись на страничке.


Учитель.


Эй, ребята не сидите.

Снова за руки беритесь.

Поскорее встань, дружок,

Стал побольше наш кружок.

Для начала мы с тобою

Крутим только головою.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно сможем.


Дети встают около парт, держась за руки, и выполняют движения.


Учитель. Каким стал круг. Больше или мень


Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.


Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло.


Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.



Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – “Благости!”

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – “ Радости!”

Удач, успехов и везенья!

Всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.


- Жемчужиной России называют землю кубанскую. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.


Кубань моя! Жемчужина России!

Пшеницы безграничные поля!

Ну, где ещё такое небо синее?

Ну, где ещё такие тополя?


- Древняя земля кубанская. Ещё в 1792 году переселились на Кубань запорожские казаки и стали они называться казаками черноморскими.


- Дарована им была высочайшая грамота от самой императрицы Екатерины 2, и говорилось в ГРАМОТЕ той: Усердная Нам служба Войска Черноморского приобрели Наше внимание и милость.


Мы потому, желая воздать заслугам Войска Черноморского Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение остров Фанагорию со всей землёй, лежащей на правой стороне Кубани, так, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.


Войску Черноморскому же предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских.


На подлинном подписано собственного Ея Императорского Величества рукою:


Екатерина II



- Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками – переселенцами. Названия для первых 40 станиц казаки принесли с собой с Украины: они были произведены от имён известных казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская.) или от названий родных городов: Полтава (ст. Полтавская), и Корсунь (Корсунская).


- Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас песельников, частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они - хранители истинно народной мудрости.


- А какие виды устного народного творчества известны вам? (Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, песни, шутки, прибаутки, частушки, сказки).


- Сегодня на нашем уроке мы перелистаем страницы устного журнала “Кубань в пословицах и поговорках”.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее