«Осенний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное мероприятие "Математика основа инженерной науки"

Внеклассное мероприятие "Математика основа инженерной науки"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

КГКП «Петропавловский колледж железнодорожного транспорта» АСКО


Внеклассное мероприятие


по математике

«Математика основа инженерной науки»











Разработал

преподаватель математики:

Тасмагамбетов К.Ж.







г. Петропавловск, 2016г.

Цели мероприятия:

Обучающая: прививать интерес к предмету; уметь переносить знания в новые условия.

Развивающая: развивать интеллектуальную культуру средствами математики; самостоятельность и ответственность студента за результаты своей деятельности.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности студентов при работе в команде.

Задачи мероприятия:

  1. Способствовать формированию самостоятельных взглядов, умений анализировать и оценивать реальную ситуацию;

  2. Развитие творческих способностей студентов, логического мышления;

  3. Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности.

Слайд -1

Ведущий: Добрый день, мои друзья.

Конкурс открываю я!

Математики законы

Приглашают всех вас в путь

И смекалку, ну и знанья

Взять с собою не забудь!

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём интеллектуальную викторину под названием «Математика основа инженерной науки»


Ученик1: Почему торжественность вокруг?

Слышите, как смолкли голоса?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня речь.

Ученик2: Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет,

Для постройки здания и ракеты.

Ученик1: Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ученик2:Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Ученик1: И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.


Ученик2 и 1: (в форме диалога)

– А откуда пришло слово математика ?

– Из древнегреческого языка, мантеи'н, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит почему?, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз "Хочу всё знать!".

– Сколько же надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!


Ведущий: А вот это мы сейчас и выясним, но для начала, давайте познакомимся с командами смельчаков, которые не побоялись идти по жизни с девизом «Хочу все знать!».


2 слайд:

Ученик 2: За красным столиком направо

“Прямоугольник” сядет прямо.

Ему задачки нипочём,

Смекалист будет он во всём.

Команда кричит свой девиз:

«Желаем всем победить, а себе - не проиграть».


Ученик 1: А рядом за столиком налево

«Трапеция» в белом сядет смело

Ребята за ней, как за крышей под дождиком

Но прятаться не к чему, ведь будет здесь солнышко!

Команда кричит свой девиз:

«Поможем проиграть достойному сопернику».


Ученик1: Здесь сядет синий “Треугольник”.

Будет рад им каждый школьник.

По плечу им все заданья,

Не страшны им состязанья!

Команда кричит свой девиз:

«Пусть сильней кипит борьба, успех – с нами рядом всегда!».

Ведущий: Ну и какой же это конкурс, без строгих, но справедливых жюри?


Ведущий: Кто в жюри сегодня судит?

Все - достойнейшие люди,

Объективны и честны,

Неподкупны и умны.


Ведущий: Поприветствуем их:

____________________________________

Ведущий: правила проведения игры:

В нашей интеллектуальной викторине принимают участие 3 команды, это учащиеся с разных специальностей нашего колледжа. Игра состоит из 8-ми конкурсов. За каждый конкурс командам будет начисляться определенное количество баллов, по окончанию всех конкурсов баллы будут суммироваться. Побеждает команда, набравшая больше баллов.


Ведущая: Давайте пожелаем всем нашим игрокам «Не пуха не пера…». Пусть победить сильнейшая команда.


3 слайд:

1 конкурс «Блиц – опрос»

Каждой команде отведено конкретное время (1 минута) и конкретное число вопросов (6 вопросов), участники должны как можно быстрее и качественнее ответить на данные вопросы. Жюри оценивает время и качество. (Максимальное число баллов 6 + 1 дополнительный, если ответили на все вопросы раньше времени).



Блиц – вопросы 1 команде:

  1. Что больше а или 2а? (зависит от знака а)

  2. Верно ли, что сумма двух нечетных чисел нечетна? (нет)

  3. Каким число является 0: четным или нечетным? (ни четным, ни нечетным)

  4. Четырехугольник, у которого 4 оси симметрии (квадрат).

  5. Назовите трех великих математиков древности. (Архимед, Пифагор, Евклид)

  6. Прямая, имеющая одну общую точку с кривой (касательная)


Блиц – вопросы 2 команде:

  1. Кто сказал фразу: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (М.В. Ломоносов)

  2. Какое число делится на все числа без остатка? (нуль)

  3. В каком городе жил Архимед? (Сиракузы)

  4. Какую дробь нельзя сократить? (если эта дробь – номер дома)

  5. Угол, меньше прямого? (острый)

  6. В колесе 10 спиц. Прикиньте в уме, сколько промежутков между ними. (10)


Блиц – вопросы 3 команде:

  1. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (угол)

  2. Многогранник из Египта (Пирамида)

  3. В каком треугольнике высоты пересекаются в вершине? (в прямоугольном)

  4. Что такое аксиома? (утверждение, принимаемое без доказательства)

  5. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)

  6. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)



Ученик2: Вот так молодцы ребята, как ловко и быстро они справились с вопросами!


Ведущий: Да, да, вот такие эрудиты у нас сегодня собрались. Но мы, то с вами знаем, что это только начало, впереди их ждут более серьезные испытания.


Слайд -4

Ведущий: Сейчас мои помощники раздадут каждой команде по листочку, на котором кроссворд, с чем и предстоит справиться ребятам во втором конкурсе. Но только помните, что время у вас ограничено, вам предоставляется всего 5 минут. По моей команде, переворачиваем листочки и начинаем, а мои помощники уже засекают время.

(Пока ребята разгадывают кроссворд, жюри в это время подводит итоги 1 конкурса)



Слайд - 5

2 конкурс «Кроссворд»

По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение)

2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)

3. Число, на которое делят. (Делитель)

4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)

По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник) 

6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)

7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток)

8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)


Ученик1: А вот и все, ваше время истекло. Попрошу сдать мне ваши листочки, для передачи жюри.


Ведущий: А пока вы разгадывали кроссворд, наше жюри время не теряло и уже готово подвести итоги за 1 конкурс.

(Жюри оглашают результат, а один из учеников, на заранее отведенном месте на доске фиксирует результаты)

Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов.


Слайд - 6


Ведущий: А теперь я думаю, настало время подвигать ручками и ножками. Испугались? Тогда перейдем к следующему конкурсу под названием «Крокодил», я думаю, вы слышали о таком.



3 конкурс «Крокодил»

Участники каждой команды достают по одной карточке, на которой написано математическое слово. Задача участников изобразить его при помощи жестов, не говоря при этом ни слова. А задача команд отгадать как можно больше слов команд соперников. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу. Жюри также оценивается правильность и точность изображаемого слова.

Примеры слов:

  1. Циркуль;

  2. Транспортир;

  3. Линейка;

  4. Ластик;

  5. Вектор;

  6. Пирамида.


Ученик1: Ох, ну и ребята, ну и молодцы! Как же здорово они справились с этим довольно сложным заданием.


Слайд -7

Ведущий: Ну, вот первые результаты уже подведены, а мы двигаемся дальше. И для вас мои друзья небольшая разминка перед следующим испытанием, а помогут мне ее провести, мои любимые помощники. Только заранее договоримся, что отвечает первый тот, кто вперед поднял руку, все выкрикиваемые ответы не учитываются.


Назвать математические термины, если известно, что все они начинаются с буквы «С»:

1. Поверхность шара. Сфера

2. Отношение противолежащего катета прямоугольного треугольника к гипотенузе. Синус

3.  Единицы измерения длины. Сантиметр

4. Две прямые, не лежащие в одной плоскости. Скрещивающиеся

5. Отрезок треугольника, соединяющий середины его сторон. Средняя линия

«Т»:

1. Утверждение, которое нужно доказать. Теорема

2. Прибор для измерения углов на плоскости. Транспортир

3. Отношение противолежащего катета прямоугольного треугольника к прилежащему. Тангенс

4. Фигура, образованная ломанной, состоящая из трех звеньев. Треугольник

5. Четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие – не параллельны. Трапеция

Ведущий: Ну, после такой разминки, я думаю, все готовы к бою. Внимание!


4 конкурс «Математические термины»

(На столах у команд лежат карточки с заданием, на карточках изображена некая лестница).

(Задача команд заполнить все ее ступеньки математическими символами, причем первая и последняя буква каждого символа уже заранее известна).



Математические термины

(Ответы:
Шар, вектор, сектор, скаляр, диаметр, цилиндр, периметр, тетраэдр, ортоцентр, полупериметр.)

(Ответы:
Куб, круг, конус, квадрат, косинус, котангенс, касательная, коэффициент, коллинеарность, компланарность.)



Ведущий: Только помните про время ребята, оно тикает очень быстро, у вас всего 5 минут на задание.

Обращаясь к ученикам: А вы не забывайте следить за временем.

(В это время жюри проверяет кроссворды команд, и готовиться подвести итоги конкурсов).


Слайд – 8-9-10


Зрители в это время разгадывают ребусы

1. (Точка)

2.  (Минус)

3. (Сумма)

4. (Архимед)

5. (Пифагор)

6. Ответ: Параллелограмм


Ученик2: Изображает звон бубна, «Бум», время вышло, приготовьтесь сдать ваши карточки.


Ведущий: А по традиции слово жюри. (Ученики в это время меняют количество набранных баллов каждой командой на доске)


Ведущий: Ну а мы не стоим на месте, переходим к следующему конкурсу.


Слайд -11

5 конкурс «Точность»

Ведущий: Теперь мы переходим к следующему конкурсу «Точность». Правила, участники команд по очереди бросают дротики. При попадании в поле (1-2), участнику задается вопрос, оцениваемый в 2 балла;

в поле(3-4), участнику задается вопрос, оцениваемый в 4 балла;

в поле(5-6), участнику задается вопрос, оцениваемый в 6 баллов;

в поле(7-8), участнику задается вопрос, оцениваемый в 8 баллов;

в поле(9-10), участнику задается вопрос, оцениваемый в 10 баллов.

Отвечает только тот участник, кто бросает дротик. Остальная часть команды в тишине слушает его ответ. Баллы засчитываются только при правильном ответе на вопрос. Максимальный балл:10.


Вопросы, оцениваемые в 10 баллов:

  1. Слово «алгоритм» происходит от латинской формы написания имени арабского математика. Имя этого математика? (Аль – Хорезми)

  2. Этот ученый больше знаменит своими открытиями в физике. Но благодаря его занятиям математикой появилась высшая математика, элементы которой изучаются в школе в старших классах. Кто этот ученый? (Ньютон)

  3. Что значит решить уравнение? (найти все его корни)

  4. Какое квадратное уравнение называют не полным? (Уравнение, в котором отсутствуют коэффициенты b и с)

  5. Если требует решить два уравнения совместно, то что мы будем решать? (Систему уравнений)

  6. Возрастающая или убывающая функция у=2х (Возрастающая)

  7. Выше или ниже оси ОХ расположен график функции у=(1/2)х? (Выше)


Вопросы, оцениваемые в 8 баллов:

  1. Какую часть часа составляет 20 мин.? (1/3)

  2. Назовите число «Пи» с четырьмя знаками после запятой (3,1415)

  3. Что нужно найти, прежде всего, при решении квадратного уравнения? (Дискриминант)

  4. Формула нахождения дискриминанта? (b2-4ac)

  5. Если дискриминант меньше нуля, то сколько корней имеет уравнение? (Уравнение корней не имеет)

  6. Сколько корней имеет уравнение х2=-4? (Корней не имеет)

  7. Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? (12)


Вопросы, оцениваемые в 6 баллов:

  1. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)

  2. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)

  3. Что является графиком функции у=2х? (Прямая)

  4. Если в уравнении неизвестная находится во второй степени, то оно называется … (квадратным)

  5. Какая теорема помогает решать квадратные уравнения? (Теорема Виета)

  6. Сколько вершин у тетраэдра? (4)

  7. Как иначе называется квадратный корень? (Радикал)


Вопросы, оцениваемые в 4 балла:

1. График квадратичной функции? (Парабола)

  1. Треугольная пирамида. (Тетраэдр)

  2. Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости. (Планиметрия)

  3. Треугольник, в котором есть два равных угла (Равнобедренный)

  4. Равенство с переменной называется … (уравнением)

  5. При переносе членов уравнения из одной части в другую, что происходит со знаками? (Меняются на противоположный)

  6. Чему равен радиус единичной окружности? (Единице)


Вопросы, оцениваемые в 2 балла:

  1. Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)

  2. Сколько секунд в часе? (3600)

  3. Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)

  4. Направленный отрезок. (Вектор)

  5. Сумма сторон треугольника. (Периметр)

  6. Прибор для измерения углов. (Транспортир)

  7. Угол больше прямого. (Тупой)


Слайд -12

6 конкурс «Капитанов»

Ведущий: Наши капитаны должны были подготовить речь о важности изучения математики для их будущей профессии. На трибуну приглашается капитан команды ………………………………………………………………..



Слайд – 13-14

7 конкурс «Головоломки»

Правила: Команде нужно отгадать 3 головоломки, составленной из спичек. Головоломки составлены по возрастанию сложности. За отгадывание трех головоломок - 5 баллов, двух - 3 балла, одной - 1 балл. Максимальный балл: 5.


1. Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.


2. Переложите только 2 спички так, чтоб получить такой же домик, но в зеркальном отображении



3.Перед вами равенство 7+4-4=0, которое не выполняется. Переложите всего одну спичку, чтоб оно стало верным.



Ответ: 7+4-11=0


Слайд - 15

8 конкурс «Веселые нотки»

В этом конкурсе каждая команда должна спеть песни, в которых есть числа. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения.

Примеры песен: "Дважды два четыре", "Жили у бабуси два веселых гуся (можно использовать и современные песни).


Ведущий: Ну и молодцы у нас ребята, сколько песен они знают. Но и жюри наше не дремлет, оно готово уже огласить результаты за 4 конкурса.


Ведущий: Не перестаю восхищаться нашими эрудитами. Ну а пока жюри совещаются и подводят последние итоги, прошу внимание на экран. (Ребятам предлагается познавательная презентация «Математика в моей профессии»).



Слайд – 16-17

Ведущий: Жюри готово подвести итоги, а значит, переходим к поздравлениям!!!!


Ученик 1 и 2: Ура!!!!!

Жюри подводит итоги конкурса, награждает победителей почетными грамотами.











































18


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее