ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Донецкая школа-интернат № 1»
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обучающихся
ПОДГОТОВИЛА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ
КИНАШ ИРИНА МИХАЙЛОВНА
Донецк-2022
Внеаудиторная деятельность способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного работника.
Внеаудиторная деятельность обучающихся – важное звено в подготовке будущего работника. Это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться rалифицированный специалист.
Внеаудиторная деятельность необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Обучающимся необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов. Внеаудиторная деятельность должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.
Сущность организации внеаудиторная деятельность обучающихся во внеаудиторное время
Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения заданий. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
Роль этого вида учебной деятельности возрастает в современных условиях, в связи с реализацией задачи формирования у обучающихся способности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности. Для продуктивной организации самостоятельной работы создаются учебно-методические комплексы, методические рекомендации, которые включают описание основных видов самостоятельной работы и указания по их выполнению.
Формы и виды самостоятельной работы студентов:
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
Работа со словарем, справочником.
Поиск необходимой информации в сети Интернет.
Конспектирование источников.
Реферирование источников.
Составление аннотаций к литературным источникам.
Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
Составление обзора публикаций по теме.
Составление и разработка словаря (глоссария).
Составление или заполнение таблиц.
Составление библиографии (библиографической картотеки).
Работа по трансформации учебного материала, перевод его из одной формы в другую.
Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
Выполнение домашних контрольных работ.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Проведение опыта и составление отчета по нему.
Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Выполнение комплексного задания или учебного проекта по учебной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
Подготовка к выступлению на конференции.
Выполнение расчетов.
Выполнение чертежа и эскиза изделия.
Изучение аналогов изделия (продукта).
Изучение инструкционной и технологической карты.
Самостоятельная разработка инструкционной или технологической карты изделия.
Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
Подготовка к деловым и ролевым играм.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.
При разработке программ учебной дисциплины и профессионального модуля преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося; контроль и оценка со стороны преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Чаще всего обучающимя для самостоятельной деятельности предлагаются работа с учебной литературой, ответы на вопросы, выполнение заданий к аудиторным занятиям. Однако сами обучающиеся испытывают желание проявить себя в подготовке дидактических средств: раздаточных материалов, таблиц, рисунков, аудио-видео материалов, компьютерных программ.
В новых условиях для развития опыта самостоятельной работы следует предлагать студентам такие задания, как подготовка программного обеспечения, привлечение к работе по созданию банка данных, базы знаний.
Чтобы развивать положительное отношение к самостоятельной работе в избранной профессии, следует разъяснять цели на каждом этапе и по каждому предмету, в каждом виде самостоятельной работы указывать конкретные пути их достижения, следить за принятием этих целей обучающимися.
В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, портфолио достижений.
Список использованной литературы
Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг – 2009. – № 1. – C. 12-13.
Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009.
Ведерникова Е.Г. – «Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления»- М.: Эксмо, 2012.
Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций» - М: ПРИОР, 2003.
Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2005.
Савельева Н.Ю. Справочник руководителя среднего специального учебного заведения /Н.Ю. Савельева - Ростов н/Д, 2005.
Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е.Галицких //Высшее образование в России.-2004.-№ 6.-С.160 - 163.
Ларионова, Г. Организация самостоятельной работы студентов /Г. Ларионова //Педагогика. – 2003.
Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования /В.Д. Пурин - Ростов н/Д., 2006.
Митросенко, С.В. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие.- Краснояр.гос.ун-т.: Красноярск, 2006.
Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Морева Н.А. –М., 2004.