МБОУ Сосновоборская ООШ
Викторина
« ЧТО? ГДЕ? КОГДА? »
Учитель биологии
Овтова Надежда
Александровна
2015
Цель: расширение кругозора учащихся и активизация знаний по биологии.
Игра готовится заранее, формируются команды по 6 – 7 человек. Остальные школьники выступают в роли болельщиков.
На доске записываются очки, набранные каждой командой. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута.
В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы. Болельщикам каждой команды предлагается за 1 – 2 мин. вспомнить и исполнить по одному куплету песни, в которых упоминаются растения, животные; угадать растение по звуку употребляемого продукта ( яблоко, сырой картофель, капуста, морковь, лук, лимон); изобразить пантомимой жизненный процесс растений: опыление, испарение воды, всасывание воды корнями, листопад, рост.
Вопрос 1
В черном ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями . Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат» . Что за растение лежит в « черным ящике » ? Где оно используется в настоящее время? (это лавр благородный. В настоящее время листья его используются как приправа, благодаря их пряному аромату.)
Вопрос 2
На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что ещё объединяет эти растения ?
(у этих растений многосемянный сочный плод – ягода)
Вопрос 3
Вкусные, сочные хрустящие… Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки ! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придадут аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?
(огурец, его плод ягода)
Вопрос 4
Попробуй напиток и ответь на вопросы: что это за напиток ? Из чего он
приготовлен ? (это отвар шиповника, он приготовлен из сухих плодов)
Вопрос 5
Как называются продукты, находящиеся в этих четырех коробках? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения? (крупы. Манная крупа из пшеницы, перловая из ячменя, геркулес из овса, пшено из проса; семейство злаков)
Вопрос 6
Картофель, лук, морковь. Что объединяет их, и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней? (это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ; морковь – корнеплод, а клубни картофеля и луковица – видоизмененные побеги)
Вопрос 7
В «черном ящике» находится нечто, что приготовлено из растений семейства сложноцветных. Цветки в корзинках двух типов: в центре – трубчатые (коричневые или желтые), краевые – язычковые (оранжевые или желтые). Семянки, весьма причудливой формы, без каких – либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством. Что находится в «черным ящике»? (настойка календулы)
Вопрос 8
В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина – Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в ящике? (семена подсолнечника)
Вопрос 9
Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех общих признаков. (береза, клен, тополь. Все эти растения деревья; многолетние; относятся к классу двудольных; их семена имеют приспособления для распространения ветром)
Вопрос 10
Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у этих растений? Перечислите не менее четырех общих признаков (можно пять). (многолетние; белые цветки; соцветие кисть; приятный запах; опыляются насекомыми)
Вопрос 11
Вот три комнатных растения: финиковая пальма,фикус, кактус . Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне их родина. Ответ обоснуйте. Вопрос 12
Вот три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне их родина. Ответ обоснуйте. (Узамбарская фиалка имеет опушенные листья – приспособления к уменьшению испарения; родина ее – места с сухим и теплым климатом. Алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода; происходит из мест с сухим и жарким климатом. Бегония – крупные листья испаряют много влаги и защищают тем самым растение от перегрева; происходит из мест с жарким и влажным климатом.)
Вопрос 13
В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Философы древности, разрезая этот загадочный предмет поперек, объяснили строение Вселенной. Что лежит в «черном ящике»? (репчатый лук)
Вопрос 14
В «черным ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестно–опыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 С. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь? ( об яблоках)
Подведем итоги викторины.