«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок "Значение ракообразных"

Тема « Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека».

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки





Разработка открытого урока по теме:

«Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека»

Класс – 7











Урок разработан учителем

биологии

Абеужановой С.М.













Тема « Многообразие ракообразных, их значение в природе и жизни человека».

Тип урока: комбинированный

Цель :

сформировать теоретические знания об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой обитания;

раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные

– рассмотреть особенности строения членистоногих на примере ракообразных;

-- выявит характерные черты строения и процессов жизнедеятельности ракообразных;

-- познакомить с многообразием ракообразных и их значением в природе и жизни человека;

Развивающие

-- развивать логическое мышление;

-- умения устанавливать причинно-следственные связи; умения сравнивать, обобщать.

-- навыки самостоятельной работы;

-- развивать коммуникативные способности учащихся (навыки общения).

Воспитательные

-- воспитывать культуру труда;

-- экологическую культуру, культуру бережного отношения к природе.

Методы:

Словесные – мини-лекция (сообщения учащихся, объяснение учителя)

Наглядные – фотографии, картинки, рисунки из презентационной работы

Метод самостоятельной работы в группах

Метод коллективного решения творческих задач

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация; пакеты с заданием.


Основные этапы урока

Название этапа

Основное содержание

время

1.Организационный момент

Слово учителя, приветствие. психологический настрой учащихся на успех

2мин

2.Опрос по пройденному материалу

Работа в малых группах с индивидуальным заданием (пакет), результаты на доске для проверки, выставление оценок группе «лидером»

(метод самостоятельной работы в группах, метод решения творческих заданий)

  1. мин

3.Основной материал (новый)

Сообщение учителя (мини лекция) с записью учащихся в карточках по вопросу «многообразие и значение ракообразных». (Использование изображений животных,)

Общая характеристика ракообразных

физминутка

  1. мин

4.Закрепление

Контроль полученных знаний – тестирование с проверкой по ключу.

5мин

5.Задание на дом

разобрать вопросы, вызвавшие затруднения для обсуждения на следующем уроке

3 мин


Ход урока:

  1. организационный момент – приветственное слово учителя

  2. опрос с актуализацией знаний

для повторения вопросов из пройденного материала мы с вами разобьемся на группы из 4-3 человек с выбором лидера, которому доверим оценивание наших знаний.

Задание 1-ой группы – «общая характеристика членистоногих» результат должен быть отображен на доске в виде кроссворда.

Дать ответы на поставленные вопросы. Ответы (слова) могут быть и в прилагательной форме; на один вопрос может быть несколько ответов

Вопросы:

  1. Муха, рак, паук относятся к типу …. (членистоногие)

  2. Ракообразные, как и все членистоногие, имеют твердый покров, основу которого составляет органическое вещество … (хитин).

  3. Тело рака подразделяется на … (головогрудь, брюшко и конечности)

  4. название классов изучаемого типа … (Трилобиты; Ракообразные; Меростомовые; Паукообразные; Многоножки; Насекомые)

  5. животные данного типа произошли от ….. червей. (кольчатых червей)

  6. Тело у животных сег……..ое. (сегментированное)

  7. конечности у данного типа …., отсюда произошло и название самого типа. (членистые)

Задание 2-ой группы – «внешнее строение речного рака» , результат отображается на доске в виде таблицы(заполнение таблицы).


Части тела рака

Особенности строения

Значение(дополнительный вопрос)

Покровы

хитин


Отделы тела (количество и название)

Два, головогрудь и брюшко


Глаза (количество простые или сложные, расположение)

1пара сложные, на передней части головогруди


Усики (кол-во и расположение)

2 пары, короткие (обоняние), длинные (осязание), на головогруди


Количество ходильных ног

5 пары


Количество брюшных ног

4-5 пар


Сделать вывод о приспособленности речного рака к среде обитания.



Задание группы 3 – обосновать правильность или неправильность выражений с участием рака («узнаешь, где раки зимуют»; «жди, когда на горе рак свистнет», «лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»)

По мере готовности, учащиеся выходят к доске и показывают свои результаты (! Результаты обсуждают совместно).

«Лидер» выставляет оценки членам своей группы.

  1. Основной материал

Усвоить необходимо 3 вопроса: 1) ракообразные - обширная группа (около 30 тыс. видов), ведущих разный образ жизни. 2) значение ракообразных. 3) общая характеристика ракообразных.

Учащиеся делают сообщение, а слушатели делают записи в тетради по схеме:

Название ракообразного- образ жизни – значение.

Тип Членистоногие

Подтип Жабродышащие

Класс Ракообразные

(Первичноводные членистоногие)

Подкласс Низшие ракообразные

Подкласс Высшие ракообразные

Отряд Жаброноги (жаброног)

Органы плавания – (грудные ножки)


Отряд Ротоногие (раки – богомолы)

Значение: промысловое

Отряд Листоногие (щитни)

Органы плавания – грудные ножки


Отряд Равноногие (мокрица, водяной ослик)

Участвует в …(почвообразовании)

Отряд ветвистоусые (дафния)

Органы плавания –

вторая разветвлённая пара усиков


Отряд Разноногие (бокоплавы)

Особенность передвижения ( «Лежа на боку», скользят у дна водоема)

Отряд Веслоногие (циклоп)

Органы плавания –

первая неразветвлённая пара усиков


Отряд Эвфаузиевые. является питанием для (рыб, пингвинов и

прочих видов морской фауны. )


Отряд Капроеды (карпоед)

Паразитирует на ( карповых рыбах, а также на щуках, окунях, головастиках и тритонах.)

Отряд Десятиногие раки (речной рак, омар, креветка, краб)

Значение для человека (источник питания)

Отряд Усоногие (морские жёлуди, морская уточка)

Наносимый вред (Главные виновники обрастаний днищ и бортов морских судов)


Отряд Ракушковые ракообразные.

Значение (пища для рыб)



Общая характеристика – животные со смешанной полостью, двусторонней симметрией. Отделы тела : головогрудь и брюшко. Тело сегментированное. Конечности членистые двуветвистые. Две пары усиков. Жабры. Кровеносная система незамкнутая. Нервная система как у кольчатых (окологлоточное кольцо и нервная брюшная цепочка). Орган выделения пара зеленых желез.

Всего видов около 20-30 тысяч.

Физминутка на уроке

  1. Для разминки шейных позвонков «Черепашка» -- не отрывая тело от стула, плечевой пояс «давить» к полу, а головой пытаться достать потолок (движение головы черепахи).

  2. Упражнение для выработки правильной осанки (применяют в обязательном порядке курсанты кремлевских войск) – «сбросить пиджак на пол», т.е. надо представить, что наш плечевой пояс это пиджак и его надо сбросить одним движением на пол.

  3. Упражнение для рук – рисование одной рукой восьмерки в воздухе, затем другой, а потом одновременно, двумя руками рисуем восьмерку в воздухе.


4.Закрепление: о том, как мы усвоили материал, покажет тестирование - тест «ракообразные» Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

1. Ракообразные - это...

а) животные способные к полету

б) наземные животные

в)преимущественно водные животные

2. К представителям ракообразных относят...

а) дафнию, креветку, мокрицу

б) большого прудовика

в) циклопа

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

А) смены наружных покровов у животного

Б)передвижения "задом наперед"

В)удаление непереваренных остатков пищи

4. Органы чувств помогают ракообразным...

А) переваривать пищу

Б) оба ответа правильных

В) уходить от опасности

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

А) дышат при помощи жабр

Б) брюшко заканчивается хвостовым плавником

В) оба ответа верны

6. Органом защиты у речного рака служат...

а) глаза б) длинные усики в) клешни

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

А) дафнии, циклопы б) мокрицы в) креветки

8. Органами выделения рака являются...

А) зеленые железы б) почки в) кишечник

9. В результате газообмена...

А) удаляется из организма углекислый газ

Б) в организм рака только поступает атмосферный кислород

В) из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

10. К органам чувств речного рака относят...

А) органы зрения, слуха, осязания б) органы дыхания

В) все ответы правильные

11. Членистоногие произошли от...

А) кольчатых червей б) плоских червей в) круглых червей

12. У речного рака в теле различают...

А) три отдела б) два отдела в) четыре отдела

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с…

А) с появлением сегментации тела

Б) с появлением хитинового покрова

В) с появлением мышечных пучков

14. Сердце членистоногих…

А) двухкамерное

Б) трубчатое

В) трёхкамерное

15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает…

А) мокрица Б) дафния В) циклоп

взаимопроверка


Ответ к тесту «ракообразные»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

а

а

б

а

в

а

а

в

а

а

а

в

б

А



работа выполнена выше, правильных ответов 14 -15 на «5»

11-13 на «4»

8-10 на «3»

Домаш. задание : те вопросы, которые вызвали затруднения дома разобрать, на следующем уроке вернемся к их обсуждению.

Всем спасибо за работу!












Приложение к уроку

1.Закрепление пройденного материала

Тест «ракообразные»

Для получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на 90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов, «3»- не менее, чем 70% вопросов.

1. Ракообразные - это...

а) животные способные к полету

б) наземные животные

в)преимущественно водные животные

2. К представителям ракообразных относят...

а) дафнию, креветку, мокрицу

б) большого прудовика

в) циклопа

3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

А) смены наружных покровов у животного

Б)передвижения "задом наперед"

В)удаление непереваренных остатков пищи

4. Органы чувств помогают ракообразным...

А) переваривать пищу

Б) оба ответа правильных

В) уходить от опасности

5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде, так как...

А) дышат при помощи жабр

Б) брюшко заканчивается хвостовым плавником

В) оба ответа верны

6. Органом защиты у речного рака служат...

а) глаза б) длинные усики в) клешни

7. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат...

А) дафнии, циклопы б) мокрицы в) креветки

8. Органами выделения рака являются...

А) зеленые железы б) почки в) кишечник

9. В результате газообмена...

А) удаляется из организма углекислый газ

Б) в организм рака только поступает атмосферный кислород

В) из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

10. К органам чувств речного рака относят...

А) органы зрения, слуха, осязания б) органы дыхания

В) все ответы правильные

11. Членистоногие произошли от...

А) кольчатых червей б) плоских червей в) круглых червей

12. У речного рака в теле различают...

А) три отдела б) два отдела в) четыре отдела

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с…

А) с появлением сегментации тела

Б) с появлением хитинового покрова

В) с появлением мышечных пучков

14. Сердце членистоногих…

А) двухкамерное

Б) трубчатое

В) трёхкамерное

15. Из перечисленных ракообразных на суше обитает…

А) мокрица Б) дафния В) циклоп



Ответ к тесту «ракообразные»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

а

а

б

а

в

а

а

в

а

а

б

в

б

а


2. Задания для опроса и актуализации знаний по теме «Общая характеристика членистоногих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности ракообразных на примере речного рака».


Задание 3 ей группы . (творческие задании для коллективно решения)

Существует выражения

1) «Узнаешь, где раки зимуют!»

? А где раки зимуют?

2) «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»

? а пятится ли рак назад?

3) «Жди, когда на горе рак свистнет!»

? может ли рак взобраться на гору?

? может ли рак свистеть?

Зимой раки находятся в тех же водоёмах, в которых живут и летом. Только с наступлением холодов они опускаются на самое дно в свои норы и ведут малоподвижный, сонный образ жизни. Но в анабиоз они не впадают. В поисках еды они на три-четыре часа покидают свои убежища, а в остальное время дремлют. Но так проводят зиму только самцы, самки же в это время обрегают и заботятся о своём будущем потомстве, сотни икринок которого они откладывают осенью себе на панцирь.

В реке рак и плавает, и ходит головой вперед. А пятится, когда чего-нибудь испугается. Отступает с опаской.


(Когда рак на горе свистнет» - так говорят, подразумевая: "неизвестно когда"; "в неопределенном будущем времени", "никогда". Поговорка означает невозможность осуществления чего-либо. Создатели этой русской поговорки были уверены, что раки, живущие на речном дне, не покинут среду своего обитания, не явятся на сушу и уж тем более не засвистят. Свистят ли ракообразные? Среди ракообразных насчитывается около сорока тысяч различных видов и не все они строго связаны с водной средой. Некоторые даже способны издавать звуки. Крабы-скрипачи (или манящие крабы) живут в приливной зоне тропических морей. Они могут подолгу находиться на суше. Свистеть им нечем (для свиста нужны легкие), а крабы, хоть и выползают на сушу, дышат не легкими, а жабрами. Но они научились общаться с помощью звука. Ударяя клешнями о грунт, они стучат, тем самым оповещая своих собратьев о приближающейся опасности. Раки-щелкуны живут на морском мелководье. Они умеют издавать клешнями щелкающие звуки. Но это не просто стук. Когда рак ударяет «подвижным» пальцем своей клешни о неподвижный, возникает эффект, который называется кавитацией: от резкого перепада давления в жидкости образуются пузырьки газа, что сопровождается взрывным звуком. Многие виды лангустов(это крупные морские раки без клешней) способны производить треск и скрежет. Но извлекают звуки они иначе — словно играют на струнном инстументе. На усиках лангустов, у самого основания, есть гребень, используемый в роли смычка, которым рак с большой частотой водит поперек выроста на голове — «пилочки». Высота и громкость звука могут меняться в зависимости от силы нажатия смычка. Для кого предназначена вся эта «музыка», точно неизвестно. Скорее всего, что лангусты так отпугивают хищников, ведь чаще всего они издают звуки в момент испуга. Не доказано, но и не исключается, что так они общаются с сородичами. Во времена появления присказки о свистящем раке последнее слово писалось с большой буквы. Рак - кличка известного одесского марвихера (так некогда именовали воров-гастролеров) Ракачинского, данная ему не столько из-за фамилии, как по поводу особой приметы - сильно выпученных глаз. Однажды Рак проиграл пари, согласно которому был обязан оглашать троекратным свистом объездную пересыпекую дорогу ( Шкодову гору) во время ее интенсивного использования. Так как дожди заливали Пересыпь крайне редко, это обстоятельство и породило известную фразу).
Дайте ответ на поставленные вопросы после обсуждения в группе.


Задание 1-ой группы – «общая характеристика членистоногих» результат должен быть отображен на доске в виде кроссворда.

Дать ответы на поставленные вопросы. Ответы (слова) могут быть и в прилагательной форме; на один вопрос может быть несколько ответов

Вопросы:

  1. Муха, рак, паук относятся к типу ….

  2. Ракообразные, как и все членистоногие, имеют твердый покров, основу которого составляет органическое вещество ….

  3. Тело рака подразделяется на …

  4. название классов изучаемого типа …

  5. животные данного типа произошли от ….. червей.

  6. Тело у животных сег……..ое.

  7. конечности у данного типа …., отсюда произошло и название самого типа.


Задание для 2 группы «Внешнее строение речного рака» оформить таблицу, заранее приготовленную на доске


Части тела рака

Особенности строения

Значение(дополнительный вопрос)

Покровы




Отделы тела (количество и название)





Глаза (количество простые или сложные, расположение)






Усики (кол-во и расположение)






Количество ходильных ног





Количество брюшных ног





Сделать вывод о приспособленности речного рака к среде обитания.



Тип Членистоногие

Подтип Жабродышащие

Класс Ракообразные

(Первичноводные членистоногие)

Подкласс Низшие ракообразные

Подкласс Высшие ракообразные

Отряд Жаброноги (жаброног)

Органы плавания –



Отряд Ротоногие (раки – богомолы)

Значение:

Отряд Листоногие (щитни)

Органы плавания


Отряд Равноногие (мокрица, водяной ослик)

Участвует в

Отряд ветвистоусые (дафния)

Органы плавания –



Отряд Разноногие (бокоплавы)

Особенность передвижения

Отряд Веслоногие (циклоп)

Органы плавания –


Отряд Эвфаузиевые. является питанием для


Отряд Капроеды (карпоед)

Паразитирует на

Отряд Десятиногие раки (речной рак, омар, креветка, краб)

Значение для человека


Отряд Усоногие (морские жёлуди, морская уточка)

Наносимый вред




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее