«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок технологии по теме: "пряничная доска"

Урок по технологии в 7 классе "Пряничная доска" на основе проектной технологии

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки





Конспект урока по технологии

в 7 классе.





Тема:

«ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА»















Защита проекта "Пряничная доска". Урок технологии с использованием ИКТ


Цели:

Дидактические:

  • подвести итоги самостоятельной творческой работы;

  • проверить и оценить качество выполненной работы;

  • определить уровень знаний по технологии изготовления изделия.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой познавательной деятельности,

  • способности выдвигать разнообразные идеи, находить способы решения той или иной проблемы, способности

  • совершенствовать продукт своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к человеку труда, любовь к Родине и гордость за свой народ.

Задачи:

  • Обеспечить атмосферу доброжелательности для чего отказаться от оценочных суждений на уроке и критики в адрес обучаемых.

  • Стимулировать обучаемых к трудовой деятельности, для чего предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности и реализовать их через изготовление изделия.

Техническое оснащение: ноутбук.

Оборудование: угол мастерской стилизован под русскую горницу: стол, лавки и предметы домашней утвари; стол покрыт скатертью и на нём расставлена посуда, самовар с чайными принадлежностями.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, MS Publisher.

Дидактический материал: презентация (конспект со слайдами) “История резьбы по дереву на Руси”, сайт “История пряничной доски”.

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

1

Организационный момент

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-путешествие в старину. Мы не только обобщим те знания, которые вы получили на уроках художественной обработки древесины, но и узнаете много нового.

Примечателен этот урок и тем, что он позволит каждому присутствующему на нём соприкоснуться с традициями и обычаями давно ушедших времён.

Хозяева урока, мальчики, продемонстрируют нам, насколько им удалось овладеть умениями резчика по дереву, насколько они были усердны и ответственны.

 

 

2

“Путешествие в старину” (презентация теоретической части урока)

Учитель демонстрирует презентацию “История резьбы по дереву на Руси”

Знакомятся со слайдами презентации

MS PowerPoint

История резьбы по дереву на Руси”

Приложение 1

 

Блиц-опрос по презентации

Учитель задаёт вопросы:

  1. Какими были первые резные изображения? (Изображали идолов и божков.)

  2. Где использовались изделия резчиков по дереву? (Для украшения церквей, царских хором и дворцов.)

  3. Как использовалось искусство резьбы в быту? (Украшали ворота, наличники, лавки, сундуки, прялки, кухонную утварь.)

  4. Где обучали резьбе по дереву? (В ремесленных школах.)

Учащиеся отвечают на вопросы

 

3

“Знатоки и почитатели старины рассказывают” (устный журнал “Из истории пряничной доски”)

Вступительное слово учителя:

– Сколько труда, изощрённой выдумки и подлинных открытий вложили в свои произведения истинные мастера художественного творчества. Многие их творения не только радовали взор современников, но и противостояли времени – пережили смену поколений и исторических эпох.

Среди замечательных произведений народного творчества особое место занимают пряничные доски.

Дети рассказывают об истории пряничной доски

1. История пряничной доски.

Приложение 2

2. Украшение пряничных досок.

Приложение 3

3. Использование пряничных досок

Приложение 4

4. Мастерство и творчество

Приложение 5

 

4

“Мастеровые люди говорят”

(отчёт о работе по изготовлению пряничных досок)

 

Каждый ученик рассказывает об этапах и сложностях своей работы над изготовлением пряничной доски.

 

 

5

“Купцы предлагают, хозяюшки покупают” (проверка и оценка изделий)

 

Девочки на пряничных досках делают оттиски из приготовленного теста для пряников.

Один из мальчиков в качестве купца здесь же предлагает “товар”

 

6

“Самоварные посиделки” (проверка и закрепление знаний по художественной обработке материалов)

“Хозяйка” приглашает к столу и ведёт беседу о самоваре и чайных приборах. Знакомит с чайной церемонией.

Вступительное слово учителя

Русский народ всегда отличался талантом и трудолюбием. Умел мастеровой человек и отдохнуть. Чаще всего это делалось, когда была окончена работа. Собирались за большим столом с жёнками, детками. И устраивали “посиделки”. С разговорами, песнями, угощением. Гостей приглашали в самую светлую, большую комнату – горницу”

Выходит Хозяйка застолья (девочка в русском сарафане) кланяется и приглашает к столу.

Сверху пар, снизу пар
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живём:
Пряник жуём, чаем запиваем,
В гости всех приглашаем”

Конкурс знатоков народных ремёсел

Вспомните пословицы о труде и ремесле.
Что обозначат пословица: “Без ремесла – без рук”?
Что понимается под словом “ремесло”?
Что значит “художественная обработка материала”?
Какие материалы пригодны для художественной обработки?
Какой из перечисленных вами материалов является самым распространённым и доступным для художественной обработки?
Какие виды художественной обработки древесины вы знаете?
Какой из этих видов является самым древним?
С чего начиналось искусство резьбы по дереву?
Посмотрите на стол и найдите предметы, которые относятся к теме нашего разговора.
Укажите вид художественной обработки данных предметов.Что является главным украшением русского стола?
Можно ли назвать самовар, который стоит на нашем столе и все его принадлежности назвать произведениями художественного творчества? Почему?

Учащиеся участвуют в беседе и чайной церемонии.

Все рассаживаются за столом и ведут “неспешные разговоры”

Учащиеся отвечают на вопросы

 

7

“Секреты прабабушкиного сундучка”

Учитель: “Никакой русский стол, особенно праздничный не обходился главного русского лакомства – пряника. У каждой хозяйки был свой рецепт пряников, и рецепты эти бережно хранились и передавались из поколения в поколение, а вместе с ними пряничные формы. Ох, и красивы, и вкусны были пряники! Особенно знаменитые медовые да маковые пряники!”

“Вот в этом прабабушкином сундучке множество разных рецептов, забытых и уже современных, русских пряников. Прабабушкин сундучок может открыть секреты изготовления самых вкусных пряников”

Приложение 6

 

 

8

“Слово Мономаха” (подведение итогов урока)

– Вот и заканчивается наш урок, но я надеюсь, что на этом не закончится ваше познание о жизни наших предков. По-новому мы будем относится к народным традициям, художественным промыслам, прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

– В качестве напутственного слова предлагаю вам обращение к молодым одного из самых мудрых русских князей Владимира Мономаха.

Приложение 7

Учащиеся знакомятся с текстом напутственного слова В. Мономаха

 

9

“Разгонные пряники” (заключительный этап урока)

“Хозяйка стола” раздаёт ученикам “разгонные пряники” и напоминает им о смысле и назначении этих пряников (пора прощаться и расходиться по домам)

 




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее