Урок столярного дела в коррекционной школе VIII-го вида. Тема: "Выполнение соединения УК-4".
7-й класс
Цель:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке элементов соединения УК-4.
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки и соразмерности движений).
Способствовать воспитанию положительного к труду.
Методическое оснащение занятия:
1. Материально-техническая база:
мастерская трудового обучения;
станки, машины;
разметочные инструменты;
заготовки.
2. Дидактическое обеспечение:
учебник 5-6 кл;
рабочая тетрадь;
чертеж соединения УК-4;
инструкционная карта;
образец соединения УК-4;
тест;
Ход занятия
I. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к занятию;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана занятия.
II. Повторение пройденного материала
Тест № 8-7 "УК-4"
1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:
а) концевое на шип несквозной.
б) серединное на шип с полупотемком несквозной.
в) угловое концевое соединение на шип с потемком несквозной.
2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:
а) разметку
б) долбление
в) запиливание
3. Долбление глухого гнезда выполняется:
а) долотом.
б) стамеской.
в) сверлом.
4. При долблении гнезда используют стамеску:
а) с треснутой ручкой
б) с тупым лезвием
в) исправным инструментом
5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:
а) гвоздей.
б) шурупов.
в) клея.
III. Изложение учителем нового материала.
Разметка шипа
Для разметки элементов соединения потребуется миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш.
Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.
Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым уютом к колодке. У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступают не более чем на 2 мм. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.
Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.
Изготовление шипа. Запилить шип с внешних сторон линий разметки (1), спилить щечки (2), разметить полупотемок (3), спилить полупотемок (4)
Разметка гнезда
Для разметки гнезда потребуются миллиметровая линейка, карандаш, угольник и рейсмус. Размечают гнездо по образцу или по чертежу. Сначала по линейке размечают длину гнезда. Затем карандашом по угольнику проводят линии с четырех сторон бруска. После этого один конец рейсмуса устанавливают на толщину щечки гнезда, а другой на расстояние, равное толщине щечки и ширине гнезда. Рейсмусом проводят риски с двух сторон бруска между линиями, проведеными по угольнику. При разметке гнезда и угольник, и рейсмус прижимают только к лицевым сторонам бруска.
Запомните!
1. Угольник и рейсмус прижимают колодкой только к лицевым сторонам бруска.
IV. Закрепление знаний учащихся.
Задания.
1. Осмотрите разметочные инструменты и оцените их состояние.
2. Расскажите, в какой последовательности размечают шип.
3. Почему перед работой необходимо осмотреть и проверить разметочные инструменты?
4. К каким сторонам бруска надо прижимать колодку угольника и рейсмуса при разметке? Почему?
V. Практическая работа: Разметка элементов шипового соединения.
Работа выполняется по образцу и чертежу.
5.1.Вводный инструктаж учителя:
сообщение названия практической работы;
разъяснение задач практической работы;
ознакомление с объектом труда (образцом);
ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности.
5.2.Самостоятельная работа учащихся.
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов занятия учителем.
сообщение учителя о достижении целей занятия;
объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии; выставление отметок в классный журнал ;
Литература.
Журавлев Б.А., Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. - М: "Просвещение", 1988 г.
Тест № 8-7 "УК-4"
1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:
а) концевое на шип несквозной.
б) серединное на шип с полупотемком несквозной.
в) угловое концевое соединение на шип с потемком несквозной.
2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:
а) разметку
б) долбление
в) запиливание
3. Долбление глухого гнезда выполняется:
а) долотом.
б) стамеской.
в) сверлом.
4. При долблении гнезда используют стамеску:
а) с треснутой ручкой
б) с тупым лезвием
в) исправным инструментом
5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:
а) гвоздей.
б) шурупов.
в) клея.
Тест № 8-7 "УК-4"
1. Соединение царги с ножкой в табуретки называется:
а) концевое на шип несквозной.
б) серединное на шип с полупотемком несквозной.
в) угловое концевое соединение на шип с потемком несквозной.
2. При выполнении УК - 4 сначала выполняют:
а) разметку
б) долбление
в) запиливание
3. Долбление глухого гнезда выполняется:
а) долотом.
б) стамеской.
в) сверлом.
4. При долблении гнезда используют стамеску:
а) с треснутой ручкой
б) с тупым лезвием
в) исправным инструментом
5. Соединение УК-4 усиливают с помощью:
а) гвоздей.
б) шурупов.
в) клея.
УК-4
Гнездо
Шип
Брусок
Рейсмус
рубанок
И зготовление шипа.
Запилить шип с внешних сторон линий разметки (1), спилить щечки (2), разметить полупотемок (3), спилить полупотемок (4)