Открытый урок по физике в 7 классе
Учитель: Чуркин С.А.
План-конспект урока на тему: "Сообщающиеся сосуды. Расчёт давления на дно и стенки сосуда"
Цели:
Уметь различать сообщающиеся сосуды, пользуясь определением понятия. Знать закон сообщающихся сосудов (формулировка, формула). Научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий. Формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.
Основные этапы урока | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности, доведение ТБ | Рабочее место ученика. |
II. Актуализация знаний (10-15 мин) Какую общую тему изучаем на последних уроках? - “Давление”. Мы знаем о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеем объяснить причину давления и вычислить его. Проводится фронтальный опрос по темам «давление твёрдых тел», «закон Паскаля»(Либо проводится самостоятельная работа по раздаточному материалу (карточкам)) Сегодня, изучая тему “Сообщающиеся сосуды”, мы узнаем еще что-то новое о давлении. Эти знания сможем применить при объяснении явлений и законов природы, которые наблюдаем повседневно. | *Д/з - заранее §39 (вопросы, объяснение рисунков, вывод формулы). Отвечают на вопросы. Сделать вывод о применении знаний. |
III. Объяснение нового материала (20-25 мин) Какая тема урока? Что означает данное выражение? Какие это могут быть сосуды? Делаем совместный вывод: Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися. На демонстрационном столе стоят предметы - сосуды. Выбрать из них сообщающиеся и назвать. Объясни, по каким признакам их отобрали (должно быть несколько больше 2-х сосудов с общим дном). Опыт№1. Наливаем воду в один из 2-х сосудов, уровень жидкости одинаков. Что вы видите, опишите. Какой делаем вывод? В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Докажем это математически (Используется письменный конспект с рисунками и выводом необходимых формул для расчёта закономерности высоты столба однородной жидкости. Рисунки и расчёты производятся учителем на доске, с пояснениями) Опыт №2. В сообщающиеся сосуды нальем разные жидкости: воду и подсолнечное масло, равного количества. Что видим, опишите. Какой можем сделать вывод? В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Докажем это: (Используется письменный конспект с рисунками и выводом необходимых формул для расчёта закономерности высоты столба неоднородных жидкостей. Рисунки и расчёты производятся учителем на доске, с пояснениями) Уровень высот отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом. Рассматривается случай с однородной жидкостью, но различным давлением в правом и левом колене сообщающегося сосуда. Учитель приводит примеры. (Барометры и манометры) IV. Закрепление изученного материала (5 мин) Работа по карточкам (см. приложение 1 в конце документа) | Читают с доски название темы урока, высказывают свои предположения. Записывают определения в тетрадь. Желающий ученик выходит и отбирает все сообщающиеся сосуды. Наблюдают, делают самостоятельный вывод. ! Делают вывод и записывают в тетрадь. Ответ для них сложен, но через наводящие вопросы могут ответить. !Оценки за ответ. Рассказывают о наблюдаемом и делают вывод, записывают в тетрадь. !Записывают в тетрадь. Физкультминутка. |
V. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.) где применяются сообщающиеся сосуды, а, следовательно, и законы? Домашнее задание: Работа по рисункам в учебнике стр.100 I. рис.108 вопрос №5. II. рис.109 вопрос №6. III. рис.110 вопрос №7. Ответить на вопросы классу (написаны на доске). Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую форму? Выставление оценок. | Работают по учебнику, читают вопросы и объясняют принцип работы. (5 мин) Записывают ДЗ. Выставляют оценки в дневники. |
Приложение 1.