«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок самопознания "Праведное поведение", интегрированный с предметом русский язык

Урок предполагает расширить представление учащихся о праведном поведении как основе добрых взаимоотношений в повседневной жизни,;систематизировать знания о словосочетании как синтаксической единице.

Углубить представление учащихся о позитивной жизни, понятие "мир", "согласие", "толерантность";отработать навыки определения способа связи в словосочетании.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель самопознания: Ерисова Наталья Николаевна;

Учитель русского языка и литературы: Машинская Елена Анатольевна

План урока самопознания, интегрированного с предметом «Русский язык»

Школа: СОШ №4 им. К.Макпалеева г.Павлодара Дата 21.10.2016г.

Класс: 8 «В» Кол – во учащихся: 23

Тема: «Я, ТЫ, МЫ» Ценность: праведное поведение

Качества: взаимоуважение, культура общения, взаимопонимание, согласие, доброта, толерантность

Цель урока: расширить представление учащихся о праведном поведении как основе добрых взаимоотношений в повседневной жизни; систематизировать знания о словосочетаниях как синтаксической единице.

Задачи урока:

- углубить представление учащихся о позитивной жизни, понятия «мир», «согласие», «толерантность»; отработать навык определения способа связи в словосочетании;

- развивать потребность у подростков проявлять такие качества как взаимопонимание, забота, доброжелательность, доброта и определять их как качества человека; развивать самостоятельно – познавательную деятельность;

- воспитывать стремление видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним; воспитывать умение сплоченно и дружно работать в коллективе.

Ресурсы: (материалы, источники) интерактивная доска, цитата на доске, видеоролик «Окно», карточки – задания, формат А3, фломастеры, текст песен на листах А4.

Ход урока:

Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания)

1.Орг. момент.

Цель: создать благоприятный психологический климат.

Учащиеся делятся на группы.

Позитивный настрой под музыку «Хрустальная печаль» текст о свете и добре. Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут творить только добрые дела, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Рот будет говорить только правду, и только добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся наша голова наполнилась светом и в вашей голове только добрые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

(Спросить, кому дети посылали свет? Почему?)


Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)

Проверка опережающего домашнего задания.

(Чтение современной притчи «Строитель мостов» стр.54)

Вопросы для беседы:

- Почему распалось сотрудничество двух братьев?

- Какую работу предложил Иван плотнику?

- Как плотник выполнил заказ?

- Какой смысл вложен в его слова: «… мне еще нужно построить много мостов»?

- Почему людям не всегда удается достичь взаимопонимания?


Просмотр видеоролика «Окно».


Вопросы для обсуждения:

- Понравился ли вам видеоролик?

- Чему учит нас эта история?

- О чем будет наш разговор на уроке?


Тема урока: «Я, ТЫ, МЫ»

Позитивное высказывание (цитата)


« Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»

Антуан де Сент – Экзюпери, французский писатель


(учащиеся записывают цитату в тетради, проговаривают вслух)


- Как вы понимаете смысл данного выражения?

- Согласны ли вы с данным высказыванием?

- Зачем человеку другие люди?


Рассказывание притчи (беседа). Подарок учителя.


Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Вопросы для обсуждения.

- О какой ценности говорится в притче?

- В чем смысл притчи?

- Что почувствовал человек, получивший ведро яблок?

- Чтобы в отношениях царили мир и согласие, какими качествами должен обладать человек?


Творческая деятельность. Групповая работа.

Учащиеся разделены на группы.

Задание №1.

Составить из вырезанных слов предложения.

(определения понятий)

(Вежливость – это доброжелательное и почтительное поведение и общение человека с другими людьми.) 1 группа


(Искренность – когда слова и поведение соответствуют внутренним чувствам, мыслям, желаниям.) 2 группа


(Чуткость – это когда человек хорошо понимает и чувствует настроение и желание другого.) 3 группа

Ответы учащихся.


Задание №2.

Выбрать из предложенного текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.


А в чем самая большая цель жизни? Я думаю всегда увеличивать добро в окружающем нас. А добро  — это прежде всего счастье всех людей. Оно зачастую слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. 

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. 

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она обычно захватывает все более широкий круг вопросов. 

Д.С.Лихачев

Ответы учащихся.


Задание №3.

Высказать свои мысли по поводу понятия «добро!», «добро?», «добро…»

(Эссе 2 – 3 предложения).

Ответы учащихся.

Рефлексивно – оценочный этап: учитель выставляет оценки, подведение итогов работы (русский язык)


Домашнее задание: составьте Правила поведения человека в коллективе и обществе.

Групповое пение. Вячеслав Анисимов "Добрая песня"


Когда в полночной тишине,

Нахлынут вдруг воспоминания,

И нежный ангел в вышине,

Смеясь, лукаво подмигнет.

Мой друг, ты думай обо мне,

В ответ я через расстояния,

Улыбку подарю тебе,

И боль утихнет, боль пройдет.


Припев: 2 раза

Надо верить, надо ждать,

Думать только о хорошем,

Не скупясь, уметь прощать,

Быть добрее дай нам Боже.


В однообразие серых дней,

Распутав узел скучных буден,

Ворвется солнечным лучом,

И звонкой музыкой дождя.

Минута, что всего важней,

Вмиг обожжет, потом остудит,

Напоминает мне о том,

Что здесь со мною нет тебя.


Припев: 2 раза


Растает с вешнею водой,

Умчится грусть навстречу лету,

В коротких строчках телеграмм,

Три слова я, скучаю, жду.

Хихикнет ангел за спиной,

И не дождавшись до рассвета,

Наперекор шальным ветрам,

Я лишь во сне к тебе приду.


Припев: 2раза


Заключительная минута тишины.

- А теперь сядьте по удобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним. А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен.






































Оценочный лист (критерии оценки) для творческого задания №2.



Выписаны 12 – 13 словосочетаний – «5»

Выписаны 9 – 11 словосочетаний – «4»

Выписаны 6 – 8 словосочетаний – «3»

Выписаны меньше 6 словосочетаний – «2»





  1. большая цель – согл.

  2. цель жизни – упр.

  3. увеличивать всегда – прим.

  4. увеличивать добро – упр.

  5. добро в окружающем – упр.

  6. всех людей – согл.

  7. слагается зачастую – прим.

  8. слагается из многого – упр.

  9. каждый раз – согл.

  10. ставит задачу – упр.

  11. ставит перед человеком – упр.

  12. важно решать – прим.

  13. уметь решать – прим.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее