Учитель самопознания: Ерисова Наталья Николаевна;
Учитель русского языка и литературы: Машинская Елена Анатольевна
План урока самопознания, интегрированного с предметом «Русский язык»
Школа: СОШ №4 им. К.Макпалеева г.Павлодара Дата 21.10.2016г.
Класс: 8 «В» Кол – во учащихся: 23
Тема: «Я, ТЫ, МЫ» Ценность: праведное поведение
Качества: взаимоуважение, культура общения, взаимопонимание, согласие, доброта, толерантность
Цель урока: расширить представление учащихся о праведном поведении как основе добрых взаимоотношений в повседневной жизни; систематизировать знания о словосочетаниях как синтаксической единице. Задачи урока: - углубить представление учащихся о позитивной жизни, понятия «мир», «согласие», «толерантность»; отработать навык определения способа связи в словосочетании; - развивать потребность у подростков проявлять такие качества как взаимопонимание, забота, доброжелательность, доброта и определять их как качества человека; развивать самостоятельно – познавательную деятельность; - воспитывать стремление видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним; воспитывать умение сплоченно и дружно работать в коллективе. | Ресурсы: (материалы, источники) интерактивная доска, цитата на доске, видеоролик «Окно», карточки – задания, формат А3, фломастеры, текст песен на листах А4. |
Ход урока: Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) 1.Орг. момент. Цель: создать благоприятный психологический климат. Учащиеся делятся на группы. Позитивный настрой под музыку «Хрустальная печаль» текст о свете и добре. Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут творить только добрые дела, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Рот будет говорить только правду, и только добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся наша голова наполнилась светом и в вашей голове только добрые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. (Спросить, кому дети посылали свет? Почему?) |
|
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока) Проверка опережающего домашнего задания. (Чтение современной притчи «Строитель мостов» стр.54) Вопросы для беседы: - Почему распалось сотрудничество двух братьев? - Какую работу предложил Иван плотнику? - Как плотник выполнил заказ? - Какой смысл вложен в его слова: «… мне еще нужно построить много мостов»? - Почему людям не всегда удается достичь взаимопонимания?
Просмотр видеоролика «Окно».
Вопросы для обсуждения: - Понравился ли вам видеоролик? - Чему учит нас эта история? - О чем будет наш разговор на уроке?
Тема урока: «Я, ТЫ, МЫ» Позитивное высказывание (цитата)
« Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» Антуан де Сент – Экзюпери, французский писатель
(учащиеся записывают цитату в тетради, проговаривают вслух)
- Как вы понимаете смысл данного выражения? - Согласны ли вы с данным высказыванием? - Зачем человеку другие люди?
Рассказывание притчи (беседа). Подарок учителя.
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится! Вопросы для обсуждения. - О какой ценности говорится в притче? - В чем смысл притчи? - Что почувствовал человек, получивший ведро яблок? - Чтобы в отношениях царили мир и согласие, какими качествами должен обладать человек?
Творческая деятельность. Групповая работа. Учащиеся разделены на группы. Задание №1. Составить из вырезанных слов предложения. (определения понятий) (Вежливость – это доброжелательное и почтительное поведение и общение человека с другими людьми.) 1 группа
(Искренность – когда слова и поведение соответствуют внутренним чувствам, мыслям, желаниям.) 2 группа
(Чуткость – это когда человек хорошо понимает и чувствует настроение и желание другого.) 3 группа Ответы учащихся.
Задание №2. Выбрать из предложенного текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю всегда увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно зачастую слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ответы учащихся.
Задание №3. Высказать свои мысли по поводу понятия «добро!», «добро?», «добро…» (Эссе 2 – 3 предложения). Ответы учащихся.
Рефлексивно – оценочный этап: учитель выставляет оценки, подведение итогов работы (русский язык)
Домашнее задание: составьте Правила поведения человека в коллективе и обществе.
Групповое пение. Вячеслав Анисимов "Добрая песня"
Когда в полночной тишине, Нахлынут вдруг воспоминания, И нежный ангел в вышине, Смеясь, лукаво подмигнет. Мой друг, ты думай обо мне, В ответ я через расстояния, Улыбку подарю тебе, И боль утихнет, боль пройдет.
Припев: 2 раза Надо верить, надо ждать, Думать только о хорошем, Не скупясь, уметь прощать, Быть добрее дай нам Боже.
В однообразие серых дней, Распутав узел скучных буден, Ворвется солнечным лучом, И звонкой музыкой дождя. Минута, что всего важней, Вмиг обожжет, потом остудит, Напоминает мне о том, Что здесь со мною нет тебя.
Припев: 2 раза
Растает с вешнею водой, Умчится грусть навстречу лету, В коротких строчках телеграмм, Три слова я, скучаю, жду. Хихикнет ангел за спиной, И не дождавшись до рассвета, Наперекор шальным ветрам, Я лишь во сне к тебе приду.
Припев: 2раза
Заключительная минута тишины. - А теперь сядьте по удобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним. А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен.
|
|
Оценочный лист (критерии оценки) для творческого задания №2.
Выписаны 12 – 13 словосочетаний – «5»
Выписаны 9 – 11 словосочетаний – «4»
Выписаны 6 – 8 словосочетаний – «3»
Выписаны меньше 6 словосочетаний – «2»
большая цель – согл.
цель жизни – упр.
увеличивать всегда – прим.
увеличивать добро – упр.
добро в окружающем – упр.
всех людей – согл.
слагается зачастую – прим.
слагается из многого – упр.
каждый раз – согл.
ставит задачу – упр.
ставит перед человеком – упр.
важно решать – прим.
уметь решать – прим.