Урок самопознания "О достоинстве человека"

Школа: СШЛ им. Н. Островского

Дата: __________________________ № урока: 9

Тема: О достоинстве человека

Ценность: Праведное поведение

Качества: Совесть, Управление желаниями, Сотрудничество, Дружба, Сила духа, мужество, Помощь и взаимопомощь, Благодарность, Правильные поступки, Уверенность в своих силах

Педагог: Кузнецова Е.Н. Класс: 7 «Б», 7 «В»

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

• Расширение представлений о понятии «достоинство»;

• Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

• Воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурсы: Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки


План урока «Самопознание»

Школа: СШЛ им. Н. Островского

Дата: __________________________ № урока: 9

Тема: О достоинстве человека

Ценность: Праведное поведение

Качества: Совесть, Управление желаниями, Сотрудничество, Дружба, Сила духа, мужество, Помощь и взаимопомощь, Благодарность, Правильные поступки, Уверенность в своих силах

Педагог: Кузнецова Е.Н. Класс: 7 «Б», 7 «В»


Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

Расширение представлений о понятии «достоинство»;

Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

Воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурсы: Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  • Приветствие

  • Проверка отсутствующих учащихся

Позитивный настрой – «Мысленная прогулка по лесу»

Звучит музыка

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохновите его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливым и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощной, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

  • Что вы почувствовали?

  • Поделитесь ощущениями


  1. Проверка домашнего задания

Желающие ученики демонстрируют задание.






Диск со спокойной музыкой










  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее»

Абай

Вопросы:

- Объясните смысл изречения.

Хоровое проговаривание.

Запись цитаты в тетрадь.


Цитата на листе А4

  1. Рассказ учителя (подарок)

Притча о недостатках и достоинстве

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.

- Что вы здесь видите? - спросил старец.

- Точку. - ответил один.

- Черную точку. - подтвердил другой.

- Жирную черную точку, - уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.

- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа...

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.

  • В чем смысл притчи?

  • Просмотр видеоролика «притча о недостатках и достоинстве»


Учебник



  1. Творческая деятельность, групповая работа.

  • Творческая деятельность

Выполнение задания 3 в рабочей тетради Тест «Самооценка»


Тетрадь ученика


  1. Групповое пение.

Олег Газманов «Каждый выбирает по себе»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже — как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Диск

  1. Домашнее задание.

Прочитать стихотворение «Заповедь» Р.Киплинга


  1. Заключительная минута тишины.

Звучит тихая, спокойная музыка: Пусть всё хорошее останется в вашем сердце, дарите друг другу любовь и понимание.

Урок закончен. До свидания.



План урока «Самопознание»

Школа: СШЛ им. Н. Островского

Дата: __________________________ № урока: 10

Тема: О достоинстве человека

Ценность: Праведное поведение

Качества: Совесть, Управление желаниями, Сотрудничество, Дружба, Сила духа, мужество, Помощь и взаимопомощь, Благодарность, Правильные поступки, Уверенность в своих силах

Педагог: Кузнецова Е.Н. Класс: 7 «Б», 7 «В»


Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

Расширение представлений о понятии «достоинство»;

Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

Воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурсы: Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  • Приветствие

  • Проверка отсутствующих учащихся

Позитивный настрой – «Мысленное путешествие в подводное царство»

Звучит музыка

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушай­тесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

  • Что вы почувствовали?

  • Поделитесь ощущениями

  1. Проверка домашнего задания






Диск со спокойной музыкой










  1. Позитивное высказывание (цитата).

Достоинство человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

Л. Вовенарг

Вопросы:

- Объясните смысл изречения.

Хоровое проговаривание.

Запись цитаты в тетрадь.


Цитата на листе А4

  1. Рассказ учителя (подарок) – стр. 46

Учитель читает рассказ «Подделка», О. Стыкалина

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы ответили бы на вопрос автора?

  • Что такое чувство собственного достоинства?


Учебник



  1. Творческая деятельность, групповая работа.

  • Работа в парах

Задание 3 – стр.50

Подберите синонимы к слову достоинство (вес, важность, значение, качество, сила, авторитет, компетентность, престиж, величие, величавость, высота, благородство, заслуга, ценность, (нарицательная) стоимость, добротность, степень, цена, чин; превосходство, преобладание, преимущество, сильная сторона, совершенство, добродетель, плюс, предпочтение, козырь, первенство, пальма первенства, амбиция, апломб, самоуверенность)

  • Работа в группах – стр.50

Придумайте жизни, в котором были бы отражены идеалы человека, обладающего чувством собственного достоинства. Расскажите классу о чем ваш девиз



Тетрадь ученика






А4, карандаши


  1. Групповое пение.

Замыкая круг. Сл. М. Пушкиной, муз. К. Кельми

Вот одна из тех историй

О которых люди спорят,

И не день, не два, а много лет.

Началась она так просто

Не с ответов, а с вопросов,

До сих пор на них ответа нет.

Почему стремятся к свету

Все растения на свете,

Отчего к морям спешит река,

Для того мы в школу ходим,

Что свой путь мы здесь находим

Нам хотелось знать наверняка

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,

Там увидишь в школе свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди, в школу ты всегда иди,

Пригодится в прок заученный урок

Открывались в утро двери

И тянулись вверх деревья,

Обещал прогноз то снег, то зной.

И мы в школу все спешили

Вместе песню сочинили

и решили спеть её с тобой

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,

Там увидишь в школе свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди, в школу ты всегда иди

Пригодится в прок заученный урок

Если солнце на ладони,

Если сердце в звуках тонет,

Ты зовешь своих школьных друзей.

Рано утром или в полночь друг всегда придет на помощь

вместе все решать быстрей.

Диск

  1. Домашнее задание.

Работа в тетрадях, урок №5-6, упр.3


  1. Заключительная минута тишины.

Учитель подводит учащихся к осмыслению вывода по теме урока: «Состояние внутреннего мира и его гармония с окру­жающей действительностью определяют физическое здоровье и духовную красоту человека.»




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее