Новые технологии в популяризации литературы опыт и проблемы
Сегодня новые технологии формируют новое информационное пространство, которое, несомненно, влияет на все сферы жизни человека. В том числе на формы общения библиотеки и читателя, книги и читателя.
Школьная библиотека решает с педагогических позиций специфичные именно для нее задачи: эффективно объединяет традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по развитию навыков пользования книгой и другое) с большим арсеналом библиотечных форм и методов, дающих возможность ей эффективно реализовать свой педагогический потенциал.
Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы ни менялись, а чтение на любых носителях – необходимый элемент развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, сегодня должно стать продвижение и популяризация чтения, а новые информационные технологии позволяют найти новые подходы к проблеме развития интереса и любви к чтению.
Тема обновления технологий популяризации литературы в работе школьной библиотеки на основе имеющегося опыта и вновь поставленных задач – одна из актуальных проблем современного школьного библиотекаря.
В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут, особенно, востребованы в развивающемся информационном обществе – «обществе знаний».
Инновационные процессы в работе школьных библиотек
Те перемены, которые происходят сегодня в общеобразовательной школе, возрождение национальной сознательности заставляют педагогов и учащихся все чаще обращаться к самостоятельной работе с книгой, периодическими изданиями, справочной литературой.
Школьные библиотеки учат детей систематично и осмысленно читать, учить пользоваться библиотекой, популяризует литературу книжную, периодическую печать, справочную.
В настоящее время происходит интенсивный процесс изменения традиционного образа библиотек, их модернизация, в ходе которой изменяются направления, методы работы с читателями. Особенно это заметно в сфере освоения библиотекарями новейших информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются новые содержание и подходы, новые отношения, новые инновационные технологии в работе школьных библиотек.
Сегодня печатная книга уже не в состоянии удовлетворить все коммуникационные и познавательные запросы наших пользователей; с появлением новых технологий само понятие чтения кардинально меняется и включает не только чтение книг, но и работу с широким кругом информационных источников, в том числе, электронных.
Современные информационные технологии позволяют расширить деятельность библиотеки и вывести их работу на качественно новый уровень. Таким новым уровнем стал Интернет.
Интернет предоставляет множество новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных.
В последнее время сложилось мнение, что молодежь перестает читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем.
На самом деле электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культуру и возможности электронной. Ведь, «благодаря электронной культуре расширяются рамки доступа к любой литературе, значительно увеличивается читательская аудитория, раскрываются новые перспективы для всестороннего развития личности, информационные технологии позволяют сделать процесс чтения более привлекательным (пример этому - мультимедийные издания, когда все вместе - и книга, и музыка, и музей, и кино)».
Такие понятия как «Интернет», «web-сайт», «e-mail», «локальная сеть» - просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами.
Книги всегда будут востребованы, даже если в будущем электронные издания и заменят бумажные. Хочется вспомнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».
Поскольку школьная библиотека является обязательной структурной единицей учебного заведения, то все стратегические образовательно-воспитательные задания, которые предстоит решить национальной школе, трансформируются в задачи и деятельность школьной библиотеки.
В современных условиях школьная библиотека решает проблемы:
- наиболее полное содействие реализации государственной политики в области образования:
- обучение школьников технологиям пользования библиотекой;
- воспитание информационной культуры, постоянного стремления к поиску информации;
- формирование авторских программ читательского развития учащихся, воспитание мыслящего, вдумчивого, грамотного читателя с высоким уровнем библиографической культуры.
Вот почему школьный библиотекарь большое внимание уделяет
поиску целенаправленных новейших технологий по популяризации художественной литературы, которые формируют у учащихся ежедневную необходимость в чтении книг, работе с ними.
Новые формы и методы популяризации литературы в работе библиотеки школы
Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д. - до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека.
В последние годы ощущается необходимость повышения роли школьной библиотеки в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.
Для поддержки и развития чтения необходимо:
- стимулировать читательскую активность посредством проведения различных конкурсов и других мероприятий;
- рекламировать в библиотеке, в местных средствах массовой информации чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности;
- создать социальную рекламу, адресованную детям, подросткам, юношеству и формирующую в их среде моду на чтение;
- активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;
- внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;
- активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;
- активно популяризировать традиции семейного чтения;
- повышать квалификацию, углублять собственные знания библиотекарей, занимающихся продвижением чтения, в том числе через проведение различных профессиональных конкурсов;
- уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;
- продвигать произведения местных авторов;
- формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.
Изменения, происходящие сегодня в общеобразовательной школе, возрождение национальной осмысленности заставляют педагогов и учащихся все чаще обращаться к самостоятельной работе с книгой, периодическими изданиями, справочной литературой. Цель школьного библиотекаря - воспитать у учащихся информационную культуру чтения, умение пользоваться библиотекой, приобретение потребности самостоятельного чтения для развития творческой мысли, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения факультативных курсов, предметных кружков.
Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.
«Книга – главный способ обучения». Умению систематически и осмысленно читать детей обучает школьная библиотека. И многое в школьной читательской биографии ребенка зависит от того, насколько школьный библиотекарь вместе с учителями школы приобщает его к книге, учит овладевать искусством литературного чтения, активно популяризует родную литературу, закрепляет читательские умения и навыки, формирует национальное сознание. Вот почему школьные библиотекари большое внимание уделяют технологиям популяризации литературы, которые способствуют формированию у школьников читательской культуры.
Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий. Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.
Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию.
В практике школьных библиотек изучаются методы индивидуального и массового руководства чтением. В основе индивидуального руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития, его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарю применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ребенка, формируя у него тем самым читательскую культуру.
Целесообразность использования группового и массового (фронтального) направлений библиотечно-библиографического обслуживания подтверждена отечественной и мировой библиотечной теорией и практикой. Но переход от индивидуального обслуживания к массовому требует разработки новых способов удовлетворения потребностей, здесь соединяются возможности слушателя и читателя, раскрывается потенциал устной речи как основы общения.
Условием популяризации являются:
1. доступность изложения (для каждой аудитории произведения
учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается 2-мя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а если абстрактные рассуждения – должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т.д.).
2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала.
3. Занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие автора, авторские отступления (о его позиции по данному вопросу).
4. Эффект непосредственного общения автора с читательской аудиторией.
Использование новых форм привлечения к чтению в соответствии с традиционными мероприятиями, интересными для школьников с помощью информационных технологий, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы, в том числе и по привлечению ребёнка к чтению.
Одна из широко распространенных форм работы по воспитанию культуры чтения учащихся – библиографический обзор. Это живая, действенная технология популяризации литературы. Она помогает лучше раскрыть книжный фонд библиотеки, шире популяризовать художественную, научно-популярную, познавательно-справочную литературу. При выборе темы и книг школьный библиотекарь учитывает интересы и спросы читателей. Библиографический обзор – устный рассказ о книгах, стремление подсказать лучшее издания. Обзор проводят с целью показать разнообразие родной и зарубежной литературы в школьной библиотеке, расширить читательский спрос.
Формированию культуры чтения учащихся способствует проведение тематических библиотечных вечеров, которые являются одной из форм рекомендации книги, обладающей ярко выраженной позитивно- иллюстрированной направленностью, проявляющейся в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах, с жизнью и деятельностью их авторов. При этом произведения зачастую раскрываются перед читателями с новых, неожиданных для них сторон.
Для усиления привлекательности библиотечных мероприятий в глазах школьников, особенно учащихся начальных классов, библиотеки все чаще включают в мероприятия игровые моменты, элементы соревновательности и самодеятельного творчества детей. Наиболее распространенные формы пропаганды литературы в библиотеках – это викторины и конкурсы.
Комментированное чтение – форма устного знакомства с произведением литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного. Данная форма работы бытует в отечественных библиотеках с конца XIX века, но до настоящего времени не исчерпала всех своих возможностей, особенно в аудиториях младших и средних школьников, в семейном кругу.
Литературные чтения – предполагают художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера».
В школьных библиотеках могут проводиться циклы чтений – массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей. Например, педагогические чтения, правовые чтения, лекции.
Модифицированной формой чтения является прослушивание аудиозаписей, в том числе театральных версий лучших образцов литературы, адресованной младшим школьникам.
Одной из эффективных и распространенных форм популяризации книги и чтения является выставочная работа. Книжная выставка – это широко распространенная форма популяризации литературы. Основной отличительной чертой книжной выставки является показ на ней самих произведений печати, что дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с книгой и – при открытом доступе немедленно получить ее.
Тенденцией последних лет стало размещение виртуальных (электронных) выставок на библиотечных сайтах. Посещение таких выставок часто является первым шагом к знакомству пользователя с ресурсами библиотеки. Виртуальная выставка, имея в своем арсенале ссылки на сторонние ресурсы, библиографические списки, графические изображения, тексты, другие дополнительные материалы значительно расширяет возможности обычной книжной выставки. Важно и то, что существуют архивы виртуальных выставок.
Работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами, издательская и проектная деятельность, новейшие информационные технологии делают школьную библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения» и позволяет выполнять свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.
У детей школьного возраста современные требования к книгам и книжным героям, навеянные СМИ и Интернетом. Этих героев они желают видеть и на страницах библиотечных книг.
Поэтому условием успешной деятельности школьной библиотеки в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Современные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. С помощью интернет-пространства можно организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в наполняя его социально ценным содержанием, помогая учащимся школы ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве.
Возможности Интернета позволяют заниматься продвижением книги и чтения вне территориальных и временных рамок. Современным и удобным инструментом для этого может быть сайт школьной библиотеки.
Современным инструментом продвижения книги и чтения в веб-среде являются социальные медиа – вид массовой коммуникации, использующий набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Среди социальных медиа: блоги и микроблоги, социальные сети, форумы, фото и видеохостинги.
Библиотечный блог – это своеобразный дневник, где записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения, просмотра и комментирования, расположены в обратном хронологическом порядке. Среди целей создания библиотечных блогов – обмен опытом по продвижению книги и чтения, информирование о предстоящих библиотечных мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, создание он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.
Библиотечная блогосфера развивается очень активно. Об этом свидетельствуют всевозможные каталоги библиотечных блогов. На мой взгляд, наиболее полным является перечень в блоге «Миры библиотек». В нем уже зафиксированы более тысячи блогов российских библиотек и библиотек ближнего зарубежья.
В современных условиях задачи популяризации литературы расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые, и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.
Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем, очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.
Литература – это не только неиссякаемый источник знаний, но и огромный океан жизненного опыта. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувство красоты – литература дает понимание жизни, всех ее трудностей, делает читателя мудрее.
Задача школьного библиотекаря – содействовать обучению детей чтению не только для школьных нужд, но научить читать с интересом и не спеша для удовлетворения собственного ума и души.
Важно научить читать детей много и вдумчиво, но важнее научить их самим делать свой выбор, учитывая, какую роль сыграла книга, выбранная читателем, в истории человеческой культуры, чтобы стать классической.
Классическое произведение – то, которое выдержало проверку часом. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо развивать у читателя интерес к современной литературе, ведь существует много форм и методов воспитания культурного человека, привития любви к книге. И вся работа направлена на конкретного ребенка, способствуя гармоничному развитию личности, которая способна быть наследником и продолжателем прогрессивных национальных традиций.
Подводя итог можно уверенно сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению.
6