Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 53
Выступление на тему:
«Методы и способы работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время»
Подготовила:
учитель начальных классов
Саяпина Светлана Владимировна
2023 год
Методы и способы работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов. Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно. Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.“Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.
На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением.
Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Общеобразовательные цели:
Умение адаптироваться к жизни;
Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
Задача педагога в этом случае:
помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации - тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
Большое значение имеет правильный и осознанный выбор методов и форм работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на занятиях и во внеурочное время.
Метод обучающих влияний можно определить как совокупность информирующих, побудительных и контролирующих воздействий педагога на личность обучаемого с учётом психофизиологических особенностей усвоения, присущих только этому обучаемому индивиду.
Практика преподавания позволяет вычленить следующие методы работы:
1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;
2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;
3)фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;
3)поддержание необходимой для усвоения мотивации учения-(за счёт умелого подбора учебного материала и создания, в т.ч. с помощью ТСО, обстановки обучения, имитирующей основные черты реального речевого общения);
5)условие положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);
6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение на иностранном языке (обучение умению учиться).
Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).
Важной категорией модели обучения считается методический приём - конкретная реализация педагогической концепции учителя, воплощаемая в реальных условиях обучения и охватывающая набор (номенклатуру) специализированных инструкций по мобилизации психофизиологических механизмов обучаемого индивида для решения практических коммуникативно-мыслительных задач.
Анализ работы со слабоуспевающими учащимися в условиях конкретной школы показывает, что основными препятствиями при усвоении языкового материала и формировании речевых навыков являются:
- недостаточность или отсутствие необходимой исходной основы овладения новой деятельностью для конкретного этапа обучения;
- недостаток качества самих навыков учения (неумение учиться);
- психологическая неустойчивость (отсутствие уверенности в своих возможностях);
- незрелость учебной мотивации (отсутствие стойкого интереса к процессу обучения);
- упрощённо-наивное представление о содержании новой для учащегося речевой деятельности.
Зачастую проблематика обучения отягощается индивидуальными особенностями учащегося:
- отсутствием или недостаточностью способностей, например, к качественному усвоению фонетической стороны речи (нет музыкального слуха, не сформировано чувство ритма);
- отсутствием навыка (привычки) грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации);
- неумением обобщать (что препятствует усвоению грамматических правил);
- и, пожалуй, самое главное – отсутствием навыков (и потребности) пользования своими знаниями и умениями в сфере изобразительного искусства.
Опытный педагог надёжно вооружён средствами, позволяющими успешно решать учебно-воспитательные задачи. Используя как ресурсы учебно-методического комплекта по английскому языку (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева), так и разнообразные учебные издания зарубежных авторов, он может подобрать необходимые обучающие приёмы, воплощённые в конкретных упражнениях. Однако работу с использованием авторитетных учебников приходится часто сочетать с индивидуальными приёмами, если ученики слабоуспевающие.
Иногда даже на этапе обучения, соответствующем среднему уровню в английской терминологии, бывает необходимо заново знакомить таких учащихся с английским алфавитом, с системой фонетической транскрипции, с правилами произнесения отдельных букв в разных морфемных позициях.
Приходится постоянно возвращаться к ранним этапам усвоения английской грамматики, «реанимировать» навыки чтения вслух, произнесения звуков и интонации.
Внеурочная деятельность слабоуспевающих учащихся должна быть насыщена упражнениями в технике, по возможности усилиями по овладению навыками творения. Контроль со стороны родителей приветствуется.
Большие резервы таит использование нетрадиционных форм урока и внеурочных мероприятий.
Такие уроки могут строиться на вычленении главных опорных элементов в содержании учебного материала, которые фиксируются на «опорном конспекте» (термин В.Ф.Шаталова).
Интересны идеи Н.Филяровской, предлагающей строить урок грамматики через сказку.
Очень многообещающи так называемые «иллюстративно-театрализованные» уроки.
Творческое использование стандартных и нетрадиционных форм урока повышает мотивацию учения, способствует раскрытию творческих потенциалов учителя и учеников.
Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.
Индивидуальная работа с учеником
_____ класса по ___________________________
Учитель: Васильченко Оксана Валерьевна
Ученик: _____________________________________________________________
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
Создание условий для формирования у учащегося познавательного интереса к учению и положительных мотивов; сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.
Работа со школьной психологической службой.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Работа с учащимся
Дата инд. занятия | Время проведения инд. занятия | Тема занятия | Результат | Подпись учащегося | Подпись учителя |
План работы со слабоуспевающими учениками
Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных
мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка
"Работа с неуспевающими учащимися"
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_________________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
_________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником __________________________________
_________________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
_________________________________________________________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
_________________________________________________________________
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке | |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости
Профилактика неуспеваемости | |
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
| и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Таблица 1
Причины и характер проявления неуспеваемости | |
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); неправильная организация учебной деятельности в ОУ | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Составляющими элементами понятия "компетенция" являются: ЗУН
Определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования
Планируя систему уроков и внеурочную работу, я использую такие средства, формы и приемы обучения, которые бы не только формировали предметные ЗУН, а и обеспечивали достижение общеобразовательных целей:
· Умение адаптироваться к жизни;
·Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
· Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
·Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
Для формирования ключевых образовательных компетенций я использую такие средства, формы и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии
-метод сотрудничества
-методики проектирования
- использование ИКТ
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др.
Эти методы и приемы способствуют формированию следующих компетенций:
Выводы
Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают физику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках физики.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Система работы со слабоуспевающими учащимися.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Причины неуспеваемости:
Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.
Неблагоприятная наследственность.
Общая неспособность к интеллектуальному труду.
Боязнь учителей, школы.
Миграция.
Социально-экономическая
ситуация в стране.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика:
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. |
| Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. |
| Предложение учащимся примерного плана ответа. |
| Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос. |
| Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. |
| Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. |
В ходе самостоятельной работы | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. |
| Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. |
| Напоминание способа и приема выполнения задания. |
| Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. |
| Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки. |
Исследования подтвердили истинность древнего высказывания. В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
"разрезная азбука"
10 правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Развитие ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету .
Заключение
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех этих элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание представляет как невыполнение учебного процесса.
Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими содержание общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для этих групп учебных предметов появится возможность дать более обобщённое дидактическое определение в современной школе.
Список литературы
1. Липкина А.И. Самооценка Школьника. М., «Знание», 2006
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 2006
3. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. - «Советская педагогика», 1972, №1
4. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 1961
5. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. - «Известия АПН РСФСР», 1972, №36
6. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972
7. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954