«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка

Урок русского языка по теме: "Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе



Тема: Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных.

Цель: совершенствовать умение обучающихся в написании падежных форм имён существительных в словосочетаниях.

Задачи:

  1. Закрепление знаний о падежах имён существительных.

  2. Развитие умения определять падежи имён существительных и ставить их в нужную падежную форму.

  3. Воспитание внимания, самостоятельности, бережного отношения к природе.


Ход урока

1. Мотивация познавательной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь, девочки.

- Присаживайтесь, мальчики.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.


- Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.


- Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. А девизом нашего урока возьмём слова: «Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю вывод».


2. Актуализация знаний.

- Ребята, когда я пришла к вам в класс, то обнаружила на столе вот это письмо. Оно адресовано ученикам вашего класса. Хотите узнать, что в нём написано?

- Настраиваемся на работу и внимательно слушаем.

«Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи».

- Ребята, как вы думаете, кто отправил вам письмо? (Имя существительное.)

- Правильно – это имя существительное.

- А что вы знаете об имени существительном? (Ответы детей.)


(КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ)


- Имя существительное (показываю его) приглашает нас в гости к себе в замок.

- На пути к замку нас ожидают испытания. Вы готовы к ним? Тогда вперёд за знаниями.

Сели ровно и плечи расправили,

Ноги вместе все дружно поставили,

Наклонив тетрадь слегка,

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять,

Приготовиться писать.


- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Назовите орфограммы, которые встретились при записи.

- Сейчас покажем имени существительному своё умение красиво писать. И первое испытание, которое у нас на пути - это река Чистописания. Чтобы перебраться через реку, вы должны показать правила каллиграфического письма.

- Какие правила каллиграфического письма вы должны соблюдать. (Соблюдать размер, высоту, параллельность элементов, букв, наклон.)

- А какая буква к нам сегодня пожаловала, отгадайте?

Эдельвейс, элеутерококк, эвкалипт, что за растения?

В энциклопедии прочтёшь.


- Ребята, какая буква? (Буква Э.)

- Соблюдая правила каллиграфического письма, спишите данную запись в тетрадь.

э эк э эко Э

экология эколог экскурсия


- Ребята, а что такое экология? (Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.)

- А кто такой эколог? (Специалист по экологии.)

- А где мы можем проверить, верны ли ваши высказывания? (В толковом словаре.)

- Ребята, 2017 год в России объявлен годом экологии.


3. Постановка проблемы.

- Путешествие продолжается.

Мы с вами приближаемся к дубраве Орфозоркость. Нам предстоит решить орфографическую задачу: вспомнить орфограммы.

Внимание на экран. Имя существительное решило сыграть с вами в игру «Отгадай ребус». Готовы?

- Итак, первый ребус.

- Запишите в тетрадь, в словах поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

(Проверка.)

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Поставьте на полях +.

Если допустили 1 ошибку, поставьте галочку.

- Ребята, все эти животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства.


- Что объединяет все слова? (Это имена существительные.)

- Молодцы. Подчеркните в данных словах первую букву и прочитайте, какое слово получилось. (Падеж.)

- Определите тему нашего урока.

- Молодцы. Тема нашего урока «Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных».

- Какую цель вы поставите перед собой?


4. Построение проекта выхода из затруднений.

- Чтобы ваши цели были достигнуты, нам необходимо составить план работы. Я вам предлагаю работу по следующему плану.

План работы.

1. Вспомнить, падежи, их вопросы.

2. Выполнять практические задания в определении падежей имён существительных в словосочетаниях.

3. Обобщить знания о падежах.

- Принимаем данный план работы или у вас есть другие предложения?


5. Реализация построенного проекта.

- У нас на пути водопад Ошибок. Имя существительное приготовило для вас таблицу, но посмотрите, вода смыла падежные вопросы. Наша задача собрать таблицу.

(На доске карточки с названиями падежей, вопросы, расположенные беспорядочно. Дети ставят карточки в нужной последовательности.)

- Молодцы! Вы успешно справились с заданием.


- Ребята, а знаете ли вы, что учёные насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а в венгерском – 22. В китайском – 0, а в табасаранском – одном из языков Дагестана до 52 падежей.


- Ребята, как вы думаете, мы выполнили первый пункт плана. (Да. Мы вспомнили, какие есть падежи и их вопросы.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Тогда мы отправляемся дальше и переходим ко второму пункту плана.

Ждёт нас испытание, нелёгкое задание. За дело взяться нам пора и показать свои знания. Имя существительное приглашает нас на тропинку «Всезнайки».

- Возьмите карточку жёлтого цвета. Прочитайте текст про себя.

- Что в тексте у вас вызвало удивление? (У имён существительных неверно написаны окончания).

В лес весело щебечут птица. Дятел барабанит по ствол дерева.

Ребята вышли на лужайка.

- Исправьте текст и запишите его в тетрадь.

- Прочитайте получившийся текст.

- Прочитайте, какие слова вы изменили и почему?

- Поднимите руку, кто правильно употребил в тексте имена существительные. Поставьте на полях +.

- Ребята, почему нужно изменять окончание у имён существительных? (Ответы детей.)

- Дополните текст 1-2 предложениями.

- Кто хочет прочитать текст?

- Ребята, а остальные работы я прочитаю, когда буду проверять ваши тетради.

- Как называют изменение слов по вопросам? (Изменение слов по вопросам называют изменением по падежам.)

- Как называется изменение частей речи по падежам? (Изменение частей речи по падежам называется склонением.)

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

- А имя существительное предлагает нам посетить парк Отдыха и немного расслабиться.

Третьеклашки дружно встали

Падежами мы все стали

Много разных падежей

Приседаем. Веселей!

Именительным мы стали, руки дружно вверх подняли

Мы - родительный падеж, дружно побежали в лес.

Дательный остановились и тихонько покружились

Станем мы винительным, предложным и творительным,

Падежи нам все нужны –

И поэтому дружны.

Мы за парты тихо сели.

И готовы мы опять

Падежи определять.



- А у нас новое испытание на пути. Ручеёк «Умники и умницы» хоть и маленький, но очень коварный.

- Учебник откроем на стр. 81, найдём упражнение 109, под цифрой 2. И новое задание для вас: выписать словосочетание с вопросом и определить падеж.

- Как определить падеж у имён существительных в словосочетаниях? (От зависимого слова поставить вопрос.) Замечательно.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Возьмите карточку голубого цвета.

- Поработаем в парах. Прочитайте задание 1.

- Поднимите руку, кто не понял, как выполнять задание.

- Приступаем к работе. Задание выполняем на карточках.


Задание 1. Поставьте выделенные имена существительные в нужном падеже.

1. Бояться (кого? медведь) _____________, (чего? пожар) _________________

2. Радоваться (кому? зверь) ______________, (чему? лето) ___________________

3. Беречь (кого? тигр) ________________, (что? дерево) ______________________

4. Гордиться (кем? птица) _______________, (чем? река) _____________________

5. Заботиться (о ком? лесник) ______________, (о чём? дело) _________________


Задание 2. Выберите любое словосочетание и составьте с ним предложение, запишите.

Задание 3. Над именами существительными укажите род.


- Проверяем. (Дети читают, на доске появляется правильный вариант ответа.)

- В каком падеже стоят имена существительные?

- Поднимите руку, чья пара при выполнении задания не допустила ни одной ошибки. - Молодцы. Поставьте на карточке +.

- У кого одна ошибка? Поставьте на карточке галочку.

- У кого больше? Вам ребята, есть ещё над чем поработать.


- Ребята, почему нам нужно изменять окончание у имён существительных?

- Как называют изменение слов по вопросам? (Изменение слов по вопросам называют изменением по падежам.)

- Как называется изменение частей речи по падежам? (Изменение частей речи по падежам называется склонением.)



- Ребята, как вы думаете, мы выполнили второй пункт плана. (Да.)


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- У нас остался ещё один пункт плана. Предлагаю выполнить тест и проверить знания о падежах.

- Возьмите листочки розового цвета.

Я буду читать предложения. Если вы согласны с моим утверждением ставите «крестик», если не согласны – ставите «нолик».

Тест «Мои знания о падежах»

  1. В русском языке 10 падежей.

  2. Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы Кому? Чему?

  3. Изменение имени существительного по падежам, называется спряжением.

  4. Вопросы Кем? Чем? относятся к творительному падежу.

  5. Изменение слов по вопросам называют изменением по падежам.

  6. Вопросы Кого? Чего? относятся к П.п.


- Обменяйтесь листочками.

- Внимание на доску. Проверяем.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Поставьте себе на карточки +.

- Поднимите руку, у кого одна ошибка. Поставьте себе на карточки галочку.


- Молодцы. Я вижу, что тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо. А помог нам в этом наш девиз. Вы были наблюдательными, замечали и исправляли ошибки, размышляли над заданиями, которые вам предлагало имя существительное, и делали вывод.


- Вот и подошло к завершению наше путешествие. Все испытания мы преодолели и успешно добрались до замка.

- Давайте украсим лужайку вокруг замка имени существительного цветами.

- Если вы довольны своей работой на уроке, хорошо усвоили материал, можете работать самостоятельно и оказать помощь товарищу, прикрепите жёлтый цветок.

- Если вы хорошо работали на уроке, но вам ещё требуется помощь в определении падежей имени существительного, прикрепите розовый цветок.

- Вышли девочки. А теперь мальчики.



Отметки.

- Поднимите руку у кого 4 плюса. За работу на уроке вы получаете «5».

- Поднимите руку у кого 3 плюса. За работу на уроке вы получаете «4».

- Ну, а всем остальным ребятам надо немного ещё поработать над данной темой и у вас обязательно всё получится.


На зелёных листочках имя существительное приготовило вам домашнее задание по выбору.

  1. Стр. 81, упр.109 (под цифрой 1).

  2. Придумать экологическую сказку «Как появились названия падежей имён существительных».


Урок окончен.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее